Р.А. Силантьев.
100 самых известных «русских мусульман». – Екатеринбург, 2016. – 216 с. |
На конференции в Екатеринбурге 22 марта с.г., посвященной феномену новообращенных мусульман, была представлена новая книга исламоведа Романа Силантьева «100 самых известных «русских мусульман». Как уточнил автор, она является частью более объемного труда по теме неофитов, который еще готовится к публикации, однако и сама по себе представляет интерес.
Автор книги проанализировал биографии 100 самых известных новообращенных мусульман современной России – 85 мужчин и 15 женщин, сделав ряд интересных наблюдений. Во-первых, обращает на себя внимание преобладание среди героев его книги людей незаконопослушных – таковых набралось 57 человек, включая 46 террористов и их пособников. Силантьев также указывает, что шестеро из описанных неофитов на момент принятия ислама разделяли фашистские взгляды, а еще трое были членами Национал-большевистской партии.
Необычен этнический и религиозный состав тех людей, которых принято считать «русским мусульманами». Как следует из книги, этнические русские составляют среди них всего 37%, а мусульмане традиционных направлений – 9%. Как полагает Роман Силантьев, 11% самых известных неофитов считаются мусульманами ошибочно, а еще 6% успели покинуть эту религию.
Среди законопослушных неофитов оказалось больше всего журналистов и духовных лидеров. Причем, по мнению Силантьева, «русские мусульмане» наибольшим образом преуспели именно в мусульманской журналистике, где процент их представителей максимально высок.
Касаясь географии неофитов, он отмечает, что она достаточно широка, если судить по их происхождению, однако большая часть начала свою активную деятельность в статусе неофита или в двух крупнейших городах России (32%), или на Северном Кавказе (28%). По мнению Силантьева, крупнейшие общины «русских мусульман» действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Дагестан, Ставропольском крае и Астраханской области.
Особый интерес представляют выводы автора. Так, он считает, что ни в одной этноконфессиональной группе современной России среди 100 самых известных представителей нет такой доли незаконопослушных людей, причем склонных преимущественно к особо тяжким преступлениям. «В каждой конфессиональной или этноконфессиональной группе можно выделить самых ярких представителей, которые, собственно, и являются ее лицом. Так, в число 100 самых известных мусульман России входят в первую очередь политики, немало там выдающихся спортсменов, представителей крупного бизнеса, духовных лидеров, врачей, писателей и деятелей культуры. Благодаря усиленному пиару в СМИ есть среди них и террористы, однако их доля постепенно падает ввиду снижения террористической угрозы в России и уменьшения числа ярких фигур среди лидеров боевиков. Динамика внутри группы 100 самых известных «русских мусульман» имеет прямо противоположный характер. Доля экстремистов и террористов в ней стабильно растет, и мне пришлось ее невольно занижать, отбирая персоны для своего исследования, чтобы показать большее разнообразие среди неофитов», – заявил Силантьев.
В целом он оценивает численность неофитов в пределах 10 тыс. человек и утверждает, что тенденций к росту она не имеет, поскольку «приток новых членов все сильнее компенсируется повышенной смертностью неофитов и их склонностью к эмиграции (в радикальном крыле), а также уходом в другие религии (в «интеллигентском» крыле)». «Впрочем, на примере только «100» было бы поспешно делать выводы обо всех российских неофитах. «Русские мусульмане» определенно представляют собой крайне интересную этноконфессиональную группу, которая незаслуженно обойдена серьезным вниманием ученых. Неофиты ждут своих исследователей, благо достаточно малочисленны и легко изучаемы», – резюмирует исламовед.
Можно заметить, что такого рода исследование является пока первой монографией по теме «русских мусульман» и будет интересно самому широкому кругу читателей.