|
Пинхас Полонский. Еврейский взгляд на христианство.
– М.: Книжники, 2015. – 299 с.
Автор книги «Еврейский взгляд на христианство» Пинхас Полонский достаточно широко известен в сфере религиозного иудейского образования (причем в его сионистском сегменте) как в Израиле, так и в России. Ему принадлежит множество книг и статей, преимущественно на темы библейской истории и иудаизма, написанных популярным языком для широкой аудитории, но тем не менее имеющих солидную исследовательскую основу.
Религиозные взгляды Полонского находятся в русле идей так называемой ортодоксальной модернизации, которая в отличие от реформации в иудаизме не предусматривает ломку и перестройку основных положений религии, но сохранение ее ортодоксальности при одновременном приспособлении в каких-то, уже не самых ключевых аспектах к нынешним временам и миру. Идея «ортодоксальной модернизации» стала основополагающей для так называемого религиозно-сионистского крыла современного иудаизма. Известно, что на определенном историческом этапе секулярный сионизм и иудаизм выступали как альтернатива друг другу. «Религиозный сионизм», таким образом, является попыткой если не объединить, то не противопоставлять два этих начала. А в целом позиция Пинхаса Полонского подпитывается идеями первого главного раввина Израиля Авраама Ицхака Кука (1865–1935). Кук, в частности, сформулировал мысль об иудаизме как универсальной религии для всего человечества, а христианство и ислам понимал как «иудаизм для неевреев».
Именно с этой точки зрения и рассматривает в своей книге проблему двухтысячелетней истории взаимоотношений евреев с христианством (именно не с христианами, а с христианством как учением) Пинхас Полонский. На стержневой вопрос, заданный в книге, почему евреи не могут принять христианство, несмотря на общие духовные корни, – автор отвечает по правилам математической логики (он математик по базовому образованию).
Первый и главный момент – строгое единобожие иудаизма. Автор указывает, что «высшая сила, создавшая мир и человека и продолжающая определять и направлять все события в нем, – это не безличная сила… но личность. Бог создал человека по Своему образу… И относится к нему как к своему сыну». Это последнее, указывает Пинхас Полонский, является ключевым для понимания человека в иудаизме. Для него неприемлемо ключевое для христианства эксклюзивистское применение определения «сын Божий» только в отношении Иисуса Христа, ибо такой подход делает ущербным, профанирует универсальный характер религии, а значит, в какой-то степени принцип единства и всемогущества Бога-Творца.
Второй ключевой момент для всех авраамических традиций, вытекающий из «этического монотеизма», получившего в истории определение «иудаизм», – это эсхатологическая мессианская перспектива. Согласно иудейскому пониманию, Мессия, как царственный помазанник, установит свою власть не только над еврейским народом, как о том сказано у Исайи (2:4): «и перекуют все народы мечи на орала…» и «наполнится вся земля познанием Господа» (Ис 11:9). То есть пока в реальности эти задачи не начали воплощаться, говорить о приходе Мессии нельзя, что говорит о жестком неприятии также фундаментального для христиан принципа мессианства Иисуса. Полонский формулирует в своей книге мнение, что Иисус был одним из фарисейских учителей «хаседейского» толка, отличавшегося повышенной верой в чудо. Он и его миссия были, по мнению автора, слишком встроены исключительно в еврейскую национальную среду и ее проблемы, что делает невозможным всечеловеческое мессианство.
Тем не менее, несмотря на то что иудаизм и христианство на уровне веры никак не соединимы в наши дни, можно говорить о том, что жесткий антагонизм между этими религиями, в прошлом приводивший к кровавым трагедиям, в наши дни преодолевается. Полонский считает, что если 2 тыс. лет отношения между иудеями и христианами строились на основе так называемой теории замещения, согласно которой христианство замещает иудаизм, то теперь идет формирование их на основе того, что автор именует «теорией дополнения», согласно которой обе религии, признавая общие духовные источники, тем не менее не стремятся к противостоянию с целью победы одной над другой, но сосуществуют самостоятельно и самоценно в рамках того, что можно обозначить как «прогрессирующее Божественное Откровение».
Многие люди задают себе вопросы: почему отношения между религиями, происходящими из одного корня (иудаизмом, христианством, а ныне еще и исламом), на протяжении своей истории отличались перманентным антагонизмом и как этот антагонизм преодолеть? Думается, что книга Пинхаса Полонского, пусть и в малом, но содержит ответ на этот вопрос.