|
Исламские радикальные движения на политической карте современного мира.
/Под ред. А.Д. Саватеева, Э.Ф. Кисриева.
– М.: Институт Африки РАН, 2015. – 423 с.
Монография, выпущенная Институтом Африки РАН, представляет собой сборник статей ведущих отечественных исламоведов и востоковедов. Книга посвящена генезису и настоящему исламских движений в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Надо уточнить, что это первый том периодического монографического издания.
В сборнике охвачен широкий временной срез: от первых суннитско-шиитских противоречий до появления запрещенной в России группировки «Исламское государство». В качестве основного подхода исследования заявлена цивилизационная парадигма, то есть рассмотрение конкретных форм и выражений ислама как эндогенных факторов развития конкретной цивилизации. Вместе с тем авторы признают, что, учитывая глобализацию исламской религиозной активности, невозможно обделить вниманием и влияние внешних факторов на развитие исламской политической мысли в той или иной стране или регионе.
Для анализа исламских движений на современном Ближнем Востоке авторы предлагают использовать сочетание горизонтальной «политико-идеологической» и вертикальной «социолого-культурологической» шкалы. На одном конце первой находятся политологические, а на другом – религиоведческие работы, полюсами второй можно считать социологические и этнокультурные исследования. Заявленная координатная сетка действительно помогла бы при анализе рассматриваемых ситуаций, однако не стоит ожидать, что каждая из статей сборника удобно впишется в предназначенный для нее квадратик проблемного поля: в большинстве работ, представленных в монографии, наблюдается явный перевес в сторону исторических и политологических методов.
Одна из самых сильных сторон коллективного труда Института Африки РАН – его структура: развертывание проблематики от общетеоретического к частно-практическому плану. Так, первый раздел исследования озаглавлен «Концептуальный анализ исламского радикализма», а второй – «Региональные исследования. Радикальные исламские движения в Северной и Северо-Восточной Африке».
Вызывает интерес использование авторами статей сборника таких нетривиальных концепций в современном ориентализме, как теория «демографического перехода» (идея Адольфа Ландри, в отечественной науке развернут в трудах Сергея Капицы), разделение исламоведческих работ на «оптимистические» (Монтгомери Уотт, Ханс Янсен), авторы которых полагали, что ислам способен противостоять вызовам западной цивилизации, и «пессимистические» (Гамильтон Гибб, Шломо Дов Гойтейн), представители которых считали, что внутренней творческой потенции ислама не хватит на противостояние Западу.
Сильной стороной монографии, без сомнения, можно назвать фактологическую насыщенность и широкую панораму описываемых событий, не уступает фактологии и теоретическая разработка страновой проблематики.
К слабым сторонам работы можно отнести досадные фактологические ошибки, в частности, противоречие в статистических данных в первом разделе. Кажется, что больше внимания авторы могли бы уделить и общей связности сборника: многие проблемы (например, вопросы терминологии, описание истоков исламской радикальной мысли) в нем повторяются из главы в главу, создавая впечатление мозаичности и фрагментарности изложения, мешая восприятию информации об исламских движениях в регионе как целостного явления, к воссозданию картины которого, кажется, и стремились авторы. Осталась некоторая неразбериха в географических наименованиях: авторы избегают апелляции к традиционному наименованию государств региона как стран Ближнего Востока и Северной Африки или, по крайней мере Магриба предпочитая использовать гораздо более редко встречающиеся в научной литературе наименования Северной и Северо-Восточной Африки. Это ключевой вопрос, учитывая, что в качестве основного инструмента исследования авторами заявлен цивилизационный подход, являющийся одним из подходов регионоведческих исследований и требующий от исследователя как минимум дать определение рассматриваемому региону.