|
Махатхир Мохамад. Доктор своей страны. Мемуары четвертого премьер-министра Малайзии.
– М.: МГИМО-университет, 2015. – 527 c.
Опубликован перевод на русский язык мемуаров четвертого и, пожалуй, самого известного премьер-министра Малайзии, руководившего страной c 1981 по 2003 год, Мохамада Махатхира. Известный своим бунтарским характером и захватывающей историей жизни, написанной буквально по сценарию американской мечты, лидер крупнейшей партии Малайзии Объединенной малайской национальной организации (ОМНО) с присущей ему страстью и откровенностью высказывается не только о насущных проблемах малайзийской и мировой политики, но и таких нашумевших вопросах на стыке религии и политики, как международный исламский терроризм, политический ислам, полигамия и женское образование в исламе.
Главы и отрывки, описывающие отношение Махатхира к исламу, имеют два основных взаимосвязанных вектора: внутри- и внешнеполитический. Внутриполитическая направленность исламской риторики Махатхира заключается в полемике с Исламской партией Малайзии (Parti Islam Se-Malaysia, PAS), которой экс-премьер выдвигает обвинения в расколе малайцев и использовании ислама в политических целях. Внешнеполитический вектор стоит на китах неприятия политики США и Израиля, что должно сигнализировать исламскому миру о принадлежности Малайзии к исламской цивилизации. Связующим звеном между этими направлениями служит детальное прояснение собственной позиции Махатхира по отношению к исламу. И эту позицию можно кратко суммировать как позицию религиозного технократа.
Махатхир сокрушается о неправильном толковании Корана и призывает вернуться к истокам религии, то есть отстаивает позиции мусульманского фундаментализма. В частности, он говорит, что толкование смысла слова «чтение» в Коране в Средние века привело к падению образованности мусульман и, следовательно, к их научному и техническому отставанию от стран Запада. Если во времена пророка Мухаммеда под «чтением» понималось чтение вообще, мусульмане с удовольствием читали трактаты древнегреческих философов и ученых, что привело к восхождению исламской цивилизации на такие научные вершины, которые не снились Европе того времени, то в Средние века слово «чтение» стало толковаться лишь как постижение священных текстов, что привело к падению уровня образованности исламского мира в целом. Махатхир сокрушается о том, что в современном исламе забыт принцип «фард кифая» – требование, чтобы среди мусульман были личности, чьи таланты и деятельность могли бы привести к повышению обороноспособности уммы.
Тревогу бывшего руководителя такого многонационального государства, как Малайзия, легко объяснить, если принять во внимание постоянную обеспокоенность малайзийских властей «китайской проблемой» – численностью и влиятельностью китайской общины в стране. Чтобы уравновесить шансы на жизненный успех трудолюбивых китайцев и расхлябанных малайцев, правительство, во многом по инициативе Махатхира, пошло на введение квот для малайцев в университетах. Но и тогда малайцы учиться не пошли. Здесь обнаруживается отношение Махатхира к женскому вопросу в исламе. Он с тревогой отмечает, что 70% зарезервированных по квоте за малайцами мест получают малайские девушки. Махатхир с грустью предсказывает, что недалек день хаоса, когда малайские мужчины окажутся под каблуком своих более образованных и трудолюбивых жен, что несовместимо с учением ислама. Вместе с тем в женском вопросе Махатхира сложно назвать ретроградом: он выступает против практики полигамии и поддерживает участие женщин в политической деятельности.
Продвигая малайзийскую повестку в Организацию исламской конференции (сейчас Организация исламского сотрудничества), Махатхир прибегает, согласно теории Томпсона и Вильдавского, к риторике той политической культуры, на представителей которой хочет произвести впечатление: обращаясь к преимущественно арабской организации, он говорит о неприятии Малайзией создания Израиля на «палестинской земле». Эта позиция впоследствии послужила основанием к обвинениям Махатхира в антисемитизме.
Таким образом, мемуары Махатхира представляют собой интерес для человека, который желает разобраться в роли и месте ислама в современном мире, как пример удивительного сочетания в религиозных взглядах человека и государственного деятеля веры в бога и науку, фундаментализма и модернизма, патриотизма и панисламизма. Эти взгляды суммированы в следующем высказывании Махатхира: «Быть успешной страной не означает быть неисламской страной». Характерно, что высказывание это не может быть сведено к своему прямому антониму: «Быть успешной страной – значит быть исламской страной». В этой невозможности замены двойного отрицания – сущность взглядов доктора Махатхира на ислам в его родном государстве.