«Бывали времена, когда волею Господа патриарший посох превращался в державный скипетр», – сказал Патриарх. Нет, не настоящий, а книжный, из романа Проханова. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Проханов А.А. Крым. – М., Центрполиграф, 2014.
Новый роман Александра Проханова под названием «Крым» – это горячий пирожок с пылу с жару политической кухни. Книжка подписана в печать в июле с.г., то есть спустя несколько месяцев после исторических событий, когда полуостров перестал быть частью Украины и стал частью России. Конечно, никого не удивишь тем, как быстро Проханов воплощает в художественном слове актуальную повестку дня.
Впрочем, сам Крым появляется в романе как-то смутно, в виде мистического предчувствия, на которые так богаты тексты писателя-трибуна. В основу сюжета скорее легли факты зимы-весны 2012 года. Проханов черпает образы героев, коллизии и публицистический накал из гущи «болотных» событий, превращая политическое противостояние власти и «рассерженных горожан» в микс из публицистики в стиле газеты «Завтра» и оккультного триллера. Тема Крыма, кажется, попала в текст в последний момент, когда сюжет менять было поздно, оставалась лишь возможность вставить заветное слово между строк.
Проханов не был бы Прохановым, если бы не создал из ленты политических новостей сагу о борьбе добра со злом, разворачивающейся в Кремле и других «местах силы» нашей страны. В романе присутствует полный комплект прохановского мифотворчества. В качестве сквозной идеи – мессианская роль русского народа, который на протяжении своей истории занимается строительством рая на земле под водительством то Серафима Саровского, то Сталина, то президента Лабазова, в котором угадывается один известный политический лидер России. Запад, естественно, ему в этом мешает.
В центре романа образ вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу, который верно служит президенту Лабазову, строит двигатели для космических ракетоносцев, подводные лодки и ракеты. Он молится иконе Богоматери Державной, бриллиантовый блеск оклада которой смешивается в его воображении с пламенем испытываемых супердвигателей, а подлодка видится ему гигантской иконой Богородицы, уходящей в глубь Мирового океана, чтобы хранить Россию своим ядерным покровом.
Потом появляется философ и политтехнолог с гипнотическим взглядом васильковых глаз и убеждает вице-премьера в его призвании спасителя России от либералов-вредителей. Голубоглазый искуситель, конечно, никакой не русский, а прибыл из Калифорнии, чтобы устранить главную надежду Святой Руси на возрождение. Если бы не васильковые глаза, можно было бы подумать, что прообразом колдуна-политтехнолога стал известный олигарх, живший и умерший в Лондоне, который однажды своими сладкими речами не на шутку увлек самого автора романа. Итак, вице-премьер поддается чарам политтехнолога и своему честолюбию, в результате теряет все и превращается в калику перехожего, который ищет смысл жизни и свое предназначение на просторах Руси. В конечном счете, пройдя инициацию послушания, вице-премьер, смиренный, но полный творческих сил, на рокочущем вертолете доставляется в Москву, чтобы вновь верно служить президенту Лабазову.
Герой романа проходит через различные искушения и очарования – то духами русского леса и его хозяина-медведя, то космическими энергиями раскопок допотопного города Аркаима, то гигантскими петроглифами на скалах по берегам реки Лены, где Бог начертал тайны бытия.
Особое место занимает образ православного Патриарха, который принимает героя в своей роскошной резиденции и обсуждает с ним политические планы. Интересно, что встреча с Патриархом становится одним из важных инструментов в коварном плане политтехнолога с васильковыми глазами. Патриарх принимает участие в съезде партии вице-премьера, что используется как главный повод для его отставки и политического падения.
При этом герой романа вдруг обнаруживает, что Патриарх полон политических амбиций и сам не прочь возглавить Россию. Он просит у Патриарха об исповеди, чтобы снять с души многочисленные грехи, но тот, недослушав, быстро ему их отпускает. Интересно, что после многочисленных испытаний первые шаги к очищению начинаются с искренней – не в пример патриаршему таинству – исповеди героя монаху-фанатику, который ведет группу приверженцев в пещеру, чтобы переждать конец света, который вот-вот наступит. Монах убеждает последователей, что Господь уничтожит все человечество, но они одни спасутся и для них на новой земле будут построены лучезарные чертоги, где они смогут прислуживать воскресшей семье Николая II. Конечно, нашему искушенному читателю не надо напоминать о пензенских затворниках 2007 года, с которых и писался групповой портрет этой секты.
Насчет конца света монах ошибается. России, по мнению автора, суждено построить царство Божие на земле, надо только крепить оборонный потенциал и отринуть индивидуализм. Конец света в этом сценарии не предусмотрен. Ну а что Крым? Роль этого символа в романе в общем-то не ясна, можно только догадываться, что с ним будет связано начало совместного пути России и героя романа к светлому будущему.
Беллетристика Проханова особенно интересна тем, что в ее мифологическую ткань вплетены разношерстные нити. Русское мессианство для писателя-патриота – это одновременно и православие, в том числе течения православия, оппозиционные церковному официозу, и сталинизм с его главным святилищем Волгоградом-Сталинградом, и древнее язычество, где русская природа, кровь и почва, а также культ любого политического лидера, который наведет порядок сильной рукой и вдохновит на подвиги народ, который без подвигов не живет, а медленно умирает. Традиционные русские ценности в понимании Проханова можно понимать в каждом из указанных смыслов в зависимости от требований политического момента.
Вот такая публицистическая сказка с намеком.