Stoeckl Kristina. Russian Orthodox Church and Human Rights. – London, 2014, 170 p.
В Лондоне вышла книга австрийского профессора Кристины Штёкль «Русская Православная Церковь и права человека» – первая в современной науке специализированная монография, посвященная восприятию правовой культуры священноначалием и мирянами РПЦ. Презентация работы состоялась в московском культурном центре «Покровские ворота». Участники мероприятия сошлись во мнении, что реплика с Запада не исказила картину состояния российских церковных дел.
По словам самой Кристины Штёкль, задача книги – определить вектор движения РПЦ в постсекулярном мире, в контексте которого тематика прав человека выходит на первый план. Выводов два: с одной стороны, строгий консерватизм Церкви не только накладывается на российский авторитарный контекст, но и усугубляет его. И второй: все было бы еще хуже, если бы РПЦ не начала смягчать свою позицию.
На мысль о подвижности взглядов Церкви на права человека Кристину Штёкль наводит сравнение между декларацией Всемирного русского народного Собора 2006 года и Архиерейского Собора 2008 года. Последний документ, по мнению автора, демонстрирует более открытый подход к правозащитной тематике и в целом общению с секулярным миром. Готова ли Церковь к диалогу со светскостью? По словам автора, вопрос остается открытым. Большинство пришедших на презентацию, впрочем, оценили возможность либерализации как маловероятную.
Особенность работы Кристины Штёкль заключается в том, что ситуация в РПЦ рассматривается в общемировом контексте, предполагающем, что всем религиозным организациям предстоит определить свою позицию в отношении прав человека. При оценке этого факта автор выбрала узкий и в чем-то пристрастный подход: Штёкль уверена, что религиозное представление о ценности личности и светское понимание того же концепта находятся в противоречии друг с другом. Таким образом, речь идет о вызове: каждому объединению верующих приходится искать собственный выход из конфликта между устоявшимися доктринами и давлением современных норм.
Являются ли верующие в этой неблагоприятной для них ситуации социальным большинством или, наоборот, меньшинством? По словам автора, интерес к церковной тематике пробудился у нее при наблюдении за процессом маргинализации австрийских католиков. В России ситуация сложнее, что отражается на самосознании Русской Православной Церкви: понимание собственного численного превосходства соединяется у нее со страхом перед привлекательностью секулярного мира, превосходством возможностей, которые он дает. Настойчивое требование соблюдения прав человека многими в православной среде воспринимается в контексте давления, которому следует давать отпор. Вместе с тем идея священности личности не чужда и самому христианскому учению, что придает дополнительное измерение существующей проблеме.
По мнению собравшихся, чтобы обсудить книгу Штёкль, естественно говорить о двух подходах к сакральности личности: религиозном и светском. При совпадении векторов их основания принципиально различны, а сходство формулировок способно запутать неподготовленного читателя.
Для Кристины Штёкль, преподавателя Венского университета, книга, посвященная нашей стране, – вторая. Высокую оценку работе дал глава центра «Сова» Александр Верховский, по мнению которого автор открыла новую тему в изучении отечественного православия. Отношение Русской Православной Церкви к концепции прав человека, проходящее становление на наших глазах, действительно стало предметом академического рассмотрения впервые.