«Страшный суд». Путеводитель по иконе.
– Тверь, 2013.
Данная книга, если не сказать альбом, позволяет совершить путешествие по замечательному памятнику русской иконописи XIX века «Страшный суд». Отдельные фрагменты иконы, вернее сказать, ее сюжета, можно рассматривать в увеличенном виде с подробным комментарием, включающим цитаты из Священного Писания. Даже совершенно незнакомый с сюжетом человек немало почерпнет из путеводителя – памятник в лучших традициях русской иконописи конспективно, но полноценно отображает православное учение о втором пришествии Христа, за которым последует Страшный суд. «Мера дел человеческих», «Праведники», «Грешники, ведомые в ад», «Райские чертоги» – вот лишь некоторые фрагменты этого впечатляющего произведения. Для удобства читателя все фрагменты пронумерованы на кальке с прорисью иконы.
Сопровождают путеводитель вступительное слово активного миссионера РПЦ протоиерея Константина Буфеева и справочные статьи о сюжете Страшного суда в русской и западноевропейской иконописи. В статье «Несколько слов об актуальности темы Страшного суда» протоиерей Буфеев вкратце излагает православное учение о Страшном суде и актуальности этой темы для верующих на протяжении всей истории христианства и особенно сейчас, в «последние времена». Правда, тема «конца света» и ощущение теперешнего времени как «последнего» сопровождала христиан все 2 тыс. лет истории этой религии, поэтому не будем на ней останавливаться подробно. Сомнение вызывают лишь такие слова миссионера: «Серьезность церковной темы о Страшном суде не следует путать с многочисленными легкомысленными и безответственными объявлениями о «конце света», назначаемыми на определенный день и час. Все подобные «назначения» либо исходят из сектантской среды, либо направлены на профанацию этой важной темы в СМИ. Тем самым апокалиптические настроения всевают в одних людей панику и нездоровый ажиотаж, а в других – плевелы неверия и беспечности о своей душе». Позиция протоиерея ясна и понятна, но есть нюансы, вызывающие сомнение в его искренности. Во-первых, очевидный выпад против «сект» (и СМИ), то есть все те же сектоборческие настроения, указывающие на слабость позиции Церкви, которую она подсознательно ощущает. Во-вторых, не сама ли Церковь (неважно, какая именно) на протяжении всей истории была источником подавляющего большинства этих самых «апокалиптических настроений»? И наконец, почему этот, несомненно, ценный в художественном и культурном отношении путеводитель появился, скажем, не 5 или 10 лет назад, а как раз вскоре после очередного ожидаемого «конца света»? Помните? 12.12.12? Календарь майя! Совпадение или миссионерский ход?
На статьях Людмилы Оленич «Страшный суд в западноевропейской живописи» и Елены Тихомировой «Образ Страшного суда в русской иконописи» останавливаться не будем. Упомянем вскользь лишь один момент – Тихомирова, автор в том числе и комментариев к фрагментам иконы, справедливо отмечает, что православное учение о Страшном суде, отображенное на этой иконе, во многом основано помимо Священного Писания и на других источниках, апокрифах, Святом Предании и прочем. В частности, значительную роль сыграло «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам» из «Жития Василия Нового». Текст описывает посмертную участь человека и по сути своей является православным аналогом знаменитых «книг мертвых» – египетской, тибетской, индийской и прочих. Все они с точки зрения различных традиций и культур описывают посмертное существование – воздаяние за грехи, благую участь праведников, ад и рай. Благодаря «Мытарствам Феодоры» православная традиция также приобрела полноценность в этом отношении. Вот вам и тонкая грань между мейнстримом и сектами.