Митрополит Иларион (Алфеев) представил на МКВЯ свою очередную книгу. Фото с сайта www.mospat.ru
Завершившаяся 9 сентября XXVI Московская международная книжная выставка-ярмарка лишний раз напомнила об укорененности религиозного текста в культуре. Даже если отвлечься от «специализированных» прилавков: Московской Патриархии (МП) или «Бхактиведанта бук траст», издательского дома Ummah или Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), – то все равно многие издательства так или иначе касались вопросов веры или истории религий. Так, стенды с литературой по общегуманитарным вопросам радовали покупателей книгами на религиозную тематику.Например, «Петербургское востоковедение» выпустило сборник «Иисус в Коране и хадисах», составленный Махди Мунтазиром ал-Ка`имом. А издательство Петрозаводского университета опубликовало книгу «Олонецкая духовная семинария и православная духовность в Олонецком крае». Иной аспект был представлен издательством «Посев», в основном специализирующемся на книгах по отечественной истории ХХ века. Под его маркой вышли воспоминания вдовы генерала от кавалерии Павла Ренненкампфа Веры, в которых, помимо рассказов о Первой мировой войне или о красном терроре, она делилась и своим молитвенным опытом.
Были также работы по истории религий: минское издательство «Адукацыя і выхаванне» представило книгу Владимира Дмитренко и Михаила Видейко «Боги и верования Древнего Рима».
Впрочем, и специализированные прилавки демонстрировали литературу, выходящую за рамки внутриконфессиональной проблематики. Так, уже упомянутый ПСТГУ порадовал книгой Сергея Пименова «Доктор Пауль Тиллих: О традиции, новизне и богословском усилии», посвященной знаменитому протестантскому теологу, и сборником статей «Софиология и неопатриотический синтез: богословские итоги философского развития». Вместе с тем в издательской тематике все-таки преобладали православие и ислам. К сожалению, иные христианские конфессии, иудаизм и буддизм были представлены в гораздо более скромных масштабах.
Были и презентации. В рамках ярмарки состоялась встреча с авторами книги «Человек и Церковь. Путь свободы и любви» протоиереем Алексием Уминским и журналистом Этери Чаландзия, вышедшей в издательстве «Альпина Нон-фикшн». Размышляя о совместной работе со священнослужителем, Этери Чаландзия, в частности, сказала, что основной лейтмотив книги – это встреча, ибо «за не встречей идет разрушительная волна, резко поднимается уровень агрессии, люди в обществе становятся нетерпимыми».
Прошла также презентация книги митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Церковь в истории. Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней» (подготовленная совместно издательством Московской Патриархии и «Вече»). Автор назвал свой исторический обзор «весьма беглым». Он задался риторическим вопросом: «Зачем, собственно, писать новые книги о старой истории, когда уже имеется столько исторических книг? Я хотел бы сказать в свое оправдание и в оправдание других авторов, которые пишут новые книги, посвященные старым историям, что история – это не только изложение имевших место фактов. Всякий человек, который соприкасается с историческим повествованием или его творит, подходит к нему творчески, он пропускает исторические факты через призму своего мировосприятия, и, естественно, что его изложение истории, даже если он претендует на объективность, всегда носит отпечаток авторской концепции». Отметим, что на стенде Московской Патриархии митрополит Иларион и его книги царствовали безраздельно.
Присутствовала религиозная проблематика и в рамках тематических выставок. Так, экспозиция «400-летие Дома Романовых. Благотворительность и просвещение в Москве» содержала, в числе прочего, фото знаменитой Марфо-Мариинской обители. Впрочем, и просто благотворительность тоже была проявлена на ярмарке. Германское издательство GBV Dillenburg бесплатно раздавало переводы Нового Завета. Ведь даже и сейчас не всякий верующий может себе позволить купить Библию или Евангелие. Достаток у всех разный.
Подводя итог, думается, что подобная укорененность религии в культуре (по крайней мере издательской) парадоксальным образом культивирует толерантность. Автор на ярмарке стал свидетелем следующей сцены. Пожилая женщина, стоя рядом со стендом с книгами Ирана, перекрестила продавца. Последний никак не отреагировал и только молча улыбался. Когда женщина повернулась, он сказал ей: «Спасибо, спаси вас Аллах».