Религиоведческие исследования. 2012, № 7/8.
– М., 2013. – 275 с.
Только что вышедший номер журнала «Религиоведческие исследования» (2012, № 7/8) – фактически первый в России сборник переводов, посвященных когнитивному религиоведению и психологии религии. «Когнитивный поворот» сопряжен с радикальными переменами, которые произошли в американской науке в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Первоначально эти перемены коснулись лингвистики и психологии, и именно с этими дисциплинами принято связывать зарождение Cognitive Sciences.
В чем смысл инноваций, которые привнес в науки о человеке когнитивный подход? В те годы почти безраздельно господствовал бихевиоризм – с его ставкой на описание непосредственно наблюдаемых данных.
Когнитивная революция означает прежде всего кардинальный разрыв с традицией бихевиоризма. Целый комплекс вопросов никак не мог быть решен, а иногда – даже не мог быть поставлен внутри прежней традиции. Например, психология бихевиоризма не могла справиться с ответом на вопрос о том, как человек приобретает и использует знания, а лингвистика не могла решить проблему усвоения языка ребенком. Вполне возможно, главная заслуга в появлении новой парадигмы принадлежит американскому лингвисту Ноаму Хомскому. Его знаменитая полемика с психологом-бихевиористом Берресом Скиннером была, без преувеличения, главным событием в гуманитаристике 60-х годов XX столетия. Хомский обрушился с уничтожающей критикой на книгу Скиннера «Вербальное поведение». По мысли последнего, усвоение языка ребенком вполне можно объяснить средствами теории оперантного подкрепления, Хомскому же удалось показать, что лингвистическая компетенция ребенка всегда превосходит и даже опережает его реальный речевой опыт, будучи не выводима из него полностью. Вопрос: «Как работает язык?» – был за пределами прежней лингвистический парадигмы, теперь же он становится важнейшим.
Когнитивизм – интердисциплинарное направление, реализовавшееся в совершенно разных научных областях. Его фундаментальной предпосылкой является направленность на исследование не только лишь наблюдаемых действий (то есть продуктов), а их ментальных репрезентаций, схем, сценариев, то есть принципиально ненаблюдаемых процессов, которые и порождают действия. Дескриптивный подход сменяется гипотетико-дедуктивным, с помощью которого исследуется не непосредственно регистрируемый продукт, а глубинные интрапсихические принципы, лежащие в основе поведения.
В конце 1970-х когнитивный подход проник и в сферу религиоведческих исследований, подняв их на качественно новый уровень. Как «работает религия» – вопрос, который становится центральным для нового пласта исследований, объединивших когнитивную психологию, нейрофизиологию, этологию, эволюционную психологию, лингвистическую семантику, теорию прототипов и пр.
Каким образом объекты религиозной веры даны разуму человека? В каких отношениях религиозная вера находится с его когнитивным арсеналом? В какой зависимости находятся вера и интеллектуальные способности? Есть ли субстратные, нейрофизиологические корреляты религиозных и мистических переживаний? Возможно ли редуцировать религиозные феномены к нейропроцессам? Как построить нейропсихологию духовного и мистического опыта? На многие из этих вопросов отвечают авторы материалов, представленных в свежем выпуске «Религиоведческих исследований».
В номере представлен ряд переводов статей, которые являются программными, классическими для когнитивного религиоведения, а также работы отечественных специалистов, знакомящих читателя с новейшими направлениями исследований, например, с исключительно модной и актуальной в наши дни нейротеологией. Широко представлены переводы Илкки Пюсиайнена, одного из признанных столпов когнитивного религиоведения, ему посвящена целая рубрика – «Портрет ученого». Иллка Пюсиайнен дал журналу эксклюзивое интервью, в котором подробно рассказал об истории когнитивного подхода, а также о новейших достижениях ученых, работающих в русле этой парадигмы. В настоящий номер также вошли переводы статей, касающиеся общих теоретико-методологических проблем психологии религии, вклада когнитивных наук и нейронаук в развитие сравнительного религиоведения и компаративистики, психотехник в джайнской традиции, когнитивного анализа религиозных репрезентаций Кришны, взаимосвязи религиозности и психологического здоровья личности. Особый интерес представляет раздел «Дискуссия», в котором представлены материалы, продолжающие поднятую еще в прошлом номере дискуссию о проблеме «постсекулярного». Раздел содержит фрагменты диалога российских исследователей с зарубежными коллегами.
В целом коллектив авторов журнала выполнил задачу приобщения отечественного читателя к обширной панораме исследований, осуществляемых в рамках когнитивного религиоведения и психологии религии.