Дитрих Бонхёффер. Этика. Пер. с нем.
– М.: Издательство ББИ, 2013. – xxxiv + 501 c.
Для меня «Этика» Дитриха Бонхёффера (1906–1945) – это прежде всего исторический документ, точнее, христианское исповедание, обусловленное конкретными историческими обстоятельствами, ответ христианина на пресловутые «вызовы времени». К написанию своей «Этики» Бонхёффер приступил летом 1940 года. До этого были лишение места доцента и пастора в связи с протестом против расовой политики НСДАП; вынужденная эмиграция в Англию (конец 1933–1935 годы); возвращение в 1936 году в Германию с целью организации тайной семинарии «исповедующей Церкви» в Финкенвальде (Померания); ее закрытие в 1937 году; посещение в 1939 году Лондона и Нью-Йорка, предложение профессорского места в США, отказ Бонхёффера, мотивированный необходимостью быть с христианами Германии, чтобы иметь моральное право участвовать в возрождении христианской жизни после падения нацизма.
В 1941 году Ганс фон Донаньи, муж сестры Бонхёффера, привлек его к участию в заговоре против Гитлера, для чего тот стал агентом абвера. Это открывало во время войны возможность поездок за рубеж – в Швецию и Швейцарию. В Швейцарии в 1942 году он встречается с Карлом Бартом, с которым обсуждает тему ответственности христиан, имея в виду и ответственность историческую. Для Бонхёффера это был не теоретический вопрос морализирующего теолога, а вопрос человека, участвующего в заговоре против Гитлера, побудительным христианским мотивом к чему для него служило сознание необходимости сопротивления безусловному злу перед лицом Божьего суда.
«Кто желает для себя в ответственности избежать вины, – писал он в связи с этим в «Этике», – тот отделяется от последней действительности человеческого существования, но отделяется он и от освобождающей тайны безгрешного несения вины Иисусом Христом и не имеет никакого участия в том Божественном оправдании, которое знаменуется этим событием. Он ставит свою личную невиновность выше ответственности за людей и слеп по отношению к той еще более тяжкой вине, которую он тем самым взваливает на себя, слеп он и к тому, что являет себя как действительная невинность, к тому, что эта невинность ради других людей вступает в общность их вины. То, что безгрешный, самоотверженно любящий становится виновным, через Иисуса Христа принадлежит к сущности ответственного действия». И далее в связи со сказанным следует замечательная экзегеза одного из наиболее значимых евангельских блаженств. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10). Речь здесь идет не о Божьем правосудии, следовательно, не о преследовании из-за Иисуса Христа, а прославляются как блаженные те, кого преследуют из-за справедливых – давайте еще добавим: истинных, благих, человечных – вещей (ср. 1 Петр. 3:14 и 2:20). Ложная боязливость тех христиан, которые уклонялись от страданий из-за справедливых, благих, истинных вещей, потому что христиане якобы могут по совести страдать только ради открытого исповедания Христа, та черствость, которая подозрительно относится и отмежевывается от всяческих страданий из-за справедливых вещей, в этой заповеди блаженства однозначно объявляется Иисусом Христом неправедной. Иисус считает своими тех, кто страдает из-за справедливых вещей. Он принимает их под свою защиту, включает их в сферу своей ответственности, в свои требования. Так влеком к Христу гонимый из-за справедливых вещей. Так происходит, что гонимый в годину страданий и ответственности – возможно, впервые в своей жизни, не понимая себя и удивляясь себе, но чувствуя внутреннюю необходимость, – взывает ко Христу и исповедует себя христианином, потому что только в этот момент он осознает свою причастность ко Христу. И это не конструкция, а опыт, который мы обрели, в котором отчетливо проявилась сила Иисуса Христа во всех сферах жизни, в которых доселе она оставалась сокрытой».
Дитрих Бонхёффер в числе других заговорщиков был казнен в концлагере Флоссенбург в Баварии по приговору нацистского суда 9 апреля 1945 года. Его незавершенный труд остался этикой, засвидетельствованной жизнью во Христе.