Карен Армстронг. Биография Бога: Все, что человечество успело узнать. Серия «Религия. История Бога».
– М.: Эксмо, 2012. – 432 с.
Перед нами – очередной бестселлер Карен Армстронг, одного из самых продаваемых сегодня авторов популярной религиоведческой литературы. Пройдя через фанатичную религиозность и полное разочарование в вере, бывшая монахиня вновь обрела ее после посещения Иерусалима, но уже во внеконфессиональной, «независимой» форме. В этом качестве Карен и стала автором множества книг, поднимающих актуальные богословские, теологические и экзистенциальные проблемы, но подаваемые в доступном не специалисту виде. Надо полагать, именно поэтому книги Армстронг, переведенные на несколько десятков языков, неизменно становятся бестселлерами.
В аннотации книги с апломбом заявлено, что «Биография» – «одна из лучших современных книг о Боге и религиях». Почему? Ну, во-первых, потому, что от «всемирно известного автора». С этим не поспоришь. Во-вторых, думаю, по причине писательского таланта Армстронг и энциклопедичности по масштабу охваченной информации. Масштаб действительно впечатляет – автор начинает свое повествование рассказом о наскальных рисунках лабиринта Ласко 17-тысячелетней давности и заканчивает актуальной религиозной проблематикой – неохристианством, религиозным и секулярным фундаментализмом и, конечно же, исламизацией Запада.
В этой работе Армстронг замахнулась, по сути, на «краткий курс» религиоведения «для чайников» и, надо сказать, по большому счету цели своей достигла. Если бы не одно «но». К сожалению, «Биография Бога» по содержанию полностью соответствует названию – это подробный, но без академического занудства и вполне читабельный (без крайностей популизма и конъюнктуры) рассказ о возникновении, кристаллизации и монополизации концепцией Бога всей актуальной ойкумены. Иначе говоря, книга – история эволюции религиозных представлений западной цивилизации, от пещерного анимизма до нынешних постмодернистских парарелигиозных концепций.
Конечно, будучи столь образованным, популярным (и, само собой разумеется, современным, что не менее важно) автором, Карен Армстронг посвятила пару глав первой части книги – «Неведомый бог» – верованиям эпохи палеолита и для полноты картины дальневосточным теологическим системам. Немало внимания она уделила и эллинским философским системам, начиная с их первых встреч и последующего взаимовлияния с иудаизмом, впоследствии – христианством и исламом, педантично отмечая их воздействие на монотеистическую традицию на протяжении всей ее истории.
За это, как и характерную непредвзятость и объективность, с одной стороны, и действительно впечатляющую информативность книги при легкости и доступности изложения – с другой, автору, что называется, честь и хвала. Однако на этом фоне тем более явственно проступают и вышеозначенные недостатки «Биографии». Начиная с аннотации, амбициозно провозглашающей, что эта книга «о попытках передать невыразимую священную реальность, которой люди давали самые различные имена: Бог, Брахман, Нирвана, Аллах, Дао», – эта «обобщающая» позиция периодически будет всплывать на протяжении всего повествования – автор, к сожалению, не затруднила себя четким разграничением понятий. Возможно, она и сама придерживается популярных ныне концепций о единстве религий и, собственно, самого Бога, особенно характерных для многочисленных неоспиритуалистских, оккультных и мистических течений и культов, условно-собирательно обозначаемых термином «Нью-Эйдж» – «Новая Эра». На эту мысль, в частности, наводит и такой факт ее биографии – после ее «возвращения к вере» она стала «независимой монотеисткой», не зависимой ни от какой-либо из существующих религиозных традиций. Тем не менее, дабы не вводить не искушенного в религиоведении читателя, стоило бы пояснить разницу между ближневосточным креационизмом, индоарийским манифестационизмом и дальневосточным – буддийским и даосским – не-теизмом. А то, глядишь, и в самом деле непосвященный ничтоже сумняшеся поверит, что Аллах – это Брахман по-арабски, а Иисус Христос – Бодхисаттва, умерший (и похороненный) не на кресте на Голгофе, а в окружении детей и внуков в Кашмире.
Впрочем, если принять во внимание этот недостаток, в качестве начального пособия для изучения истории религий «Биография Бога» вполне годится. Ну а дальше – как говорится, «мудрому достаточно».