Игнатенко А.А. Новости с обратной стороны Луны: Ислам и политика-2. – М.: ТЕРРА, 2012. – 288 с.
Книга известного востоковеда Александра Игнатенко представляет собой сборник избранных статей, опубликованных в 2004–2011 годах в различных СМИ (большей частью в «НГР») и размещенных затем на сайте Института религии и политики. Каждая из статей в сборнике снабжена ссылкой на интернет-адрес оригинальной публикации, причем ссылки эти вынесены даже в колонтитулы, что смотрится достаточно необычно, впрочем, и стильно. Под стать интернет-сайту и расположение статей – в обратной хронологической последовательности, то есть первыми идут статьи о новейших событиях в жизни политического ислама.
Многое из опубликованного несколько лет назад читается сейчас и впрямь как послание с другой стороны Луны, словно бы со стороны: многое тогда казалось лишь слишком смелым предположением о возможных путях развития ситуации в исламском мире, а в наши дни это стало уже свершившимся фактом. «Традиционный ислам» стал меняться – как меняется почти неуловимо цвет воды, в которую капнули каплю чернил», – писал автор книги в 2009 году, констатируя, что «запустился процесс перехода в ваххабизм части «традиционных мусульман» (с. 125).
Во времена, когда радикальное подполье исламистского толка действовало лишь в горах Северного Кавказа, это звучало лишь смелым прогнозом. Однако в конце 2010 года радикальные борцы за ислам проявились в Татарстане, а затем в Башкирии, и после терактов в Казани в августе с.г. эксперты заговорили о «Дагестане на Волге», о миграции в Поволжье сплоченных групп адептов джихада, вербующих там сторонников, – после всего этого изменения в российской умме стали очевидны. В другой, от 2006 года, публикации указывалось на то, что терроризм обращает свое оружие на духовных лидеров российских мусульман. Действительно, в этом году состоялись громкое покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство суфийского шейха Саида Чиркейского. «Муфтий моджахедов» Мухаммад ас-Сайф, уничтоженный в ноябре 2005 года в Дагестане, «руководил «шариатским судом», выносившим смертные приговоры... в частности – главе Центрального духовного управления мусульман России Талгату Таджуддину и главе Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину» (с. 249).
Феномен международного джихадистского интернационала описан в книге в тех же фантастических терминах. «Государство «Аль-Каида» – своего рода Новая Лапута (летающий остров из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта). Образ удачный, ибо «Аль-Каида» «существует поверх географических границ и подвижна... Это глобальная сеть, которая обладает... в том числе «населением» (экстремистско-террористическим пулом), способным к регулируемым миграциям (трансферт террористов) в глобальном масштабе» (с. 212). Население этого виртуального государства немалое: «По оценкам, армия ветеранов джихада в мире составляет не менее 150 тыс.» (с. 110). Оно имеет бюджет, сравнимый с бюджетом реальных государств. Так, в 2003 году при разгроме «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» у террористов было изъято оружия и взрывчатки на 500 млн. долл. (с. 229).
Происхождению финансов джихадистов посвящена одна из статей, вошедших в состав книги. Другие статьи анализируют богословские основы джихадистов-ваххабитов, выделяющихся из общеисламского вероучения аспектами трактовки понятия «неверия» (куфр), использование «Аль-Каидой» апокрифов о приходе с востока под черными знаменами Махди («последнего Имама») и т.д. Особый интерес представляет в целом рассказ о тонкостях исламского богословия как в теоретическом, так и в практическом (учитывая роль духовенства в исламских странах) плане – о разнице между суннитами и шиитами в плане вынесения фетв их улемами (богословами), о специфическом институте аятолл (устами которых как бы говорит Аллах), правящих современным Ираном, который претендует на роль региональной и даже мировой ядерной сверхдержавы.
Обратная сторона Луны – всегда темная, поэтому не все прогнозы о ситуации на ней сбываются. Так, не совсем оправдались надежды на «закат политического ислама» в ходе арабских революций 2011–2012 годов, особенно в Египте. В ходе последовавших выборов исламисты получили 70% мест в парламенте Египта и провели своего кандидата, Мухаммеда Мурси, в президенты. Сейчас Египет стоит перед перспективой введения шариатской Конституции, и свое место в очереди в джихадистский халифат заняли Иордания и Сирия. Этот процесс разворачивается на наших глазах и оперативно отображается уже в новых статьях Александра Игнатенко, которые публикует «НГР».