В первый день месяца Рамадан нынешнего года в Индонезии увидела свет монография «Ислам в России». Автор – советник по культуре посольства Индонезии в Москве Аджи Сурья. Факт публикации книги и должность ее автора свидетельствуют о значительном интересе в Индонезии к событиям, происходящим в мусульманском сообществе нашей страны.
В работе рассматриваются исторические аспекты проникновения ислама в Россию, история этой религии в царский период, гонения на ислам в Советской России. Основной акцент делается на развитие ислама в постсоветский период. Эти разделы носят предпочтительно информационный характер для ознакомления индонезийского читателя с российской действительностью в сфере ислама. Есть также глава, посвященная развитию взаимоотношений мусульман двух стран. Автор указывает на интерес индонезийского общества к тому, что происходит в России. Истоки этого интереса во многом относятся к периоду правления президента Сукарно, когда в страну со стороны Москвы проводилась широкая внешнеполитическая, идеологическая и экономическая экспансия, и это до сих пор в Индонезии помнится. Но этот период был в СССР отмечен жесткой регламентацией религиозной деятельности, так что ни о каких серьезных контактах между двумя странами по линии ислама не могло быть и речи. Аджи Сурья своей книгой практически ставит задачу восстановить нарушенное равновесие.
При этом он отмечает разную степень развития религиозной культуры двух стран. Как отмечает автор, сторонники различных течений и толкований ислама в России в отличие от Индонезии далеко не всегда идут на компромисс с оппонентами, не хотят прислушиваться к разным мнениям, найти взаимоприемлемое решение спорных ситуаций. В комментариях автор отмечает, что если в Индонезии ислам является объединяющей силой, несмотря на имеющие место разногласия, то в России не всегда так. Это приводит к непростым, а подчас острым ситуациям, что, по мнению автора, является главной проблемой российской уммы. При чтении книги напрашиваются выводы о том, что в элитах российских мусульман зачастую балом правят не вероучительные поиски и расхождения, а личные амбиции. Отсутствие харизматичного лидера, ориентированного прежде всего на интересы общины, не дает достаточного выхода созидательному потенциалу, заложенному в российской умме. Такое положение препятствует единению мусульман России и затрудняет налаживание с российским мусульманским сообществом здоровых союзнических отношений на международном уровне.
Вместе с тем автор не исключает оптимистических перспектив развития российского мусульманского сообщества, отмечая, что оно имеет много общих черт с индонезийским. Он, в частности, указывает на то, что среди мусульман обеих стран особым почитанием пользуется учение имама Шафии. Как замечает автор, это может послужить сближению умм двух стран, ведь когда российские исламские деятели прибывают в Индонезию, их проповеди не вступают в противоречие с бытующими нормами.
В целом, подводя итоги, можно констатировать, что книга написана квалифицированным автором на высоком профессиональном уровне при глубоком понимании изучаемого вопроса. Основная мысль книги – мусульмане двух стран должны идти рядом по пути утверждения мирного, толерантного ислама для обеспечения прогресса в исламском мире. Очевидно, что в задачи автора входило не выявление уязвимых участков в российском мусульманском сообществе, а поиски и расширение точек соприкосновения умм двух стран для их плодотворного сотрудничества. Кстати, предыдущая книга дипломата, вышедшая не столь давно, носит название «Из России с любовью».