Православие в Молдавии: власть, Церковь, верующие. 1940–1991: Собрание документов: в 4 т./ Отв. ред., сост. и автор предисл. В.Пасат. – М., 2009–2012.
Политик, известный своими предложениями о более значимом участии Кишиневской митрополии РПЦ в политической жизни республики, завершил публикацию четырехтомника документов по истории молдавского православия в советские годы. Каждый из томов посвящен определенному отрезку времени: от предвоенных лет до смерти Сталина, хрущевская эпоха, застой и предперестроечные и перестроечные годы. Завершающий том, увидевший свет в текущем году, содержит подборку документов с 1976 по 1991 год, когда уже наметились первые признаки растущего религиозного возрождения в этой республике Советского Союза. Первый том издан в 2009 году.
Последние страницы четырехтомника рассказывают о том, какую роль сыграла Православная Церковь в подготовке государственного суверенитета Молдавии и как национально настроенная интеллигенция, в свою очередь, способствовала смене русского по происхождению архиерея на епископа-молдаванина, возглавляющего Молдавскую митрополию по сей день. Один из документов, приведенных на финише, – протокол о сотрудничестве между Кишиневской епархией РПЦ и Молдавской митрополией Румынской Православной Церкви. Поэтому можно сказать, что эпилог в виде конфликта двух Церквей, который случился за пределами описываемой в четырехтомнике эпохи, начертала сама жизнь, но он в книгу не вошел.
Зато интересно проследить эту линию начиная с первого тома. Первые же документы, включенные в том, рассказывают, что представляла собой церковная жизнь освобожденной от фашистов Бессарабии в 1944 году. «В настоящее время большинство церквей не работает ввиду того, что 80–90% духовенства состояло из румын, которые бежали при отступлении румынской армии из Молдавии», – говорится в справке НКГБ республики. Тогда Московский Патриархат при поддержке Кремля восстанавливал свои авторитет и доминирующую роль на окраинах СССР.
В четырехтомном издании прослеживаются и другие линии и проблематика: хозяйственная деятельность Церкви, быт клира и общин, взаимоотношения с уполномоченными по делам религии. Интересный момент церковной жизни в зените советской истории – появление многочисленных священников-самозванцев, которые совершали требы по желанию граждан. Власть объявила борьбу с «этими бродячими, самозваными попами, монахами и прочими элементами, представляющими собой в условиях Молдавии, где религиозность населения еще достаточно высокая, серьезную опасность».
Есть много других бытовых моментов, мелких, но говорящих многое о том, что собой представляла приходская жизнь в советской глубинке. Например, случаи присвоения церковными старостами и даже священниками приходских средств в 1950-х годах. Вот примеры: «Проведенной по указанию епископа благочинным ревизией в октябре 1952 года было обнаружено хищение церковным старостой церковных денег в сумме 2000 руб.», «священник церкви с. Токмазея Тираспольского района... самоправно распоряжается церковными средствами и присвоил себе свыше 1300 руб.». И так далее. Уполномоченные и представители власти в таких случаях сообщали, что во внутренние церковные дела не вмешиваются и урегулировать ситуацию приходится епископам.
Сменилась эпоха – и государство и Церковь оказались лицом к лицу с другими проблемами. Накануне перестройки отмечаются случаи самозахватов закрытых церквей и отпора, который давали верующие попыткам провести ревизии в храмах. Документы последнего тома показывают, как эта низовая самоорганизация верующих переходит в высшие эшелоны республиканской власти. Так в Молдавии начинается православное возрождение.