Р.Б.Амиров, О.В.Воскресенский, Т.М.Горбачева, Б.У.Китинов, Б.А.Малышев, Н.Г.Пропирный, К.В.Савченко, К.Т.Сергазина, Т.Д.Шапошникова. Основы мировых религиозных культур. 4 кл. (4–5 кл.): Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 197 с.
В этом году выпущен еще один учебник по основам мировых религиозных культур. В отличие от одноименного пособия издательства «Просвещение», увидевшего свет два года назад, учебник издательства «Дрофа» обладает рядом отличий не только в содержании, но и в макете. Пособие по формату и объему приближено к другим учебникам 4–5-х классов, у него более крупный кегль, да и сама структура подачи материала более адаптирована для 9–10-летних школьников. В представленных уроках есть задания для словарной работы, выделенные условными обозначениями абзацы-разъяснения, диалоги. В конце каждого урока – вопросы и задания, нередко отсылающие учащихся к самостоятельной работе, например, подготовке сообщения на тему, не развитую в конкретном уроке. В конце учебника находятся словарь терминов и приложение с притчами разных религиозных традиций и другими текстами.
Перед авторами и издателями стояла нелегкая задача – рассказать обо всех традиционных религиях России (иудаизме, христианстве, исламе, буддизме) в одном учебнике. В пособии издательства «Просвещение» различные религиозные традиции представлены как один пласт, например: религии мира и их основатели, священные сооружения, искусство в религиозной культуре, история религий в России и т.д. Это позволяет детям сразу получить представление обо всех традиционных для страны религиозных культурах. Авторы «Дрофы» в своем учебнике пошли путем последовательного изложения истории каждой религиозной традиции. По сути, такой подход уже не назовешь культурологическим, это история религии в сжатой и адаптированной для 10-летнего ребенка форме. С одной стороны, о каждой религиозной традиции рассказано в больших, чем в учебнике «Просвещения», подробностях. С другой стороны, велика вероятность того, что у ребенка может не сформироваться комплексное представление о четырех традиционных для России религиях. Возможно, издатели выбрали последовательную структуру изложения материала именно потому, что курс по основам мировых религиозных культур предваряет курс истории, который начинает преподаваться в 5-м классе.
Таким образом, учебник разделен на четыре больших раздела по количеству традиционных для России религий. Однако чуть более 30 страниц пособия посвящены рассказу о древних верованиях славян, коренного населения Австралии, Америки и японской мифологии. После чего по определенной схеме излагаются основы иудейской, христианской, исламской и буддийской культур: представления о Боге, о человеке, священные тексты, обряды и ритуалы, священные сооружения и т.д. В учебнике «Дрофы» намного больше специфической для каждой традиции терминологии. Возникает вопрос: нужны ли 10-летнему ребенку основы мировых религиозных культур в таких подробностях?
Не обошлось, однако, без досадных помарок и забавных фраз. Автор раздела «Иудаизм» так пишет о правилах поведения в синагоге: «В синагоге не принято громко смеяться, сплетничать, бегать, есть и спать, заключать коммерческие сделки». В уроках, посвященных христианству, отсутствует упоминание о таком важном для христиан догмате, как Троица. А в рассказе о католичестве не обошлось без некорректного употребления полонизма «костел» и тавтологии во фразе «архитектура соборов и костелов».
В учебнике «Дрофы» красной нитью прослеживается тема нравственности в каждой из религий. Об этом говорится и в одном из заключительных уроков: «Ни одна из религий не называет плохое хорошим, не желает человеку зла, наоборот, все вероучения говорят о том, как человек может стать лучше, счастливее, благополучнее». Но научатся ли 10-летние дети терпимости к последователям различных религий только потому, что все они призывают к добру и осуждают зло, покажет время.