Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова. Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.): Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 191 с.
Книга «Основы православной культуры» протодиакона Андрея Кураева, вышедшая в издательстве «Просвещение» в 2010 году, скромно называлась учебным пособием. Книга издательства «Дрофа» с тем же названием, подготовленная Татьяной Костюковой, Олегом Воскресенским, Ксенией Савченко и Татьяной Шапошниковой (редактор), – это уже полноценный учебник, отличный от того, что сделал Кураев, но также отнюдь не безупречный.
У Шапошниковой сотоварищи та же проблема, что и у Кураева. Православие давит на них – как жесткая система знаков, имен и смыслов. В этой системе нет ничего второстепенного, и впихнуть ее в книгу для девятилетних детей нужно по максимуму. Это, конечно, ошибка. Детям достаточно фрагмента мозаики. Им совершенно ни к чему сообщать, что Рождество относится к двунадесятым праздникам, если из 12 великих праздников рассказ в книге пойдет лишь о двух, а остальные не будут даже перечислены.
Авторы вводят в учебник вымышленных персонажей, через диалоги которых, по задумке, проясняются азы христианства и православной этики. Пожалуй, это правильно. Вот только сами персонажи должны вызывать у детей интерес и доверие. Пастушок Ваня и монах Василий, беседы которых довольно нелепо (и непонятно зачем) стилизованы под XIX век, совершенно нехаризматичны. Если бы этот пастушок бил великанов из пращи, а монах владел боевыми искусствами, тогда другой разговор.
Ходульных героев придумывают только для ходульных детей. Авторы учебника (как и Кураев двумя годами ранее) стараются, конечно. Просто у них не получается найти адекватный язык общения с детьми. Сложно придумать персонажа, который покажет ребенку все – от древней Палестины и мастерской Рублева до современной жизни афонских монастырей, – и не поиграть с традицией, где-то даже не поиронизировать над собой. Для этого нужна авторская свобода внутри этой самой традиции. А на практике эта свобода не обнаруживается, игра ведется слишком осторожно, чтобы увлечь детей.
У Кураева авторской смелости побольше. Потому и его язык поживее, помясистее. Авторы новой книги говорят не столь уверенно, постоянно цепляются за спасительную архаику, шаблоны, канонические формулы, прописные буквы, как будто их цель – не быть интересными детям, а получить «одобрямс» местного архиерея или Синодальной комиссии.
Местами новый учебник попросту озадачивает. Взять хотя бы 12-й урок, посвященный внутреннему устройству православного храма, теме важной, абсолютно уместной в такого рода книге. Но почему дети должны «представить себе», что они пришли в церковь? Почему они должны «представить себе» сопровождающего их семинариста, как будто в классе изучают мифы Древней Греции, а семинарист – это кентавр Хирон? Выйти с детьми за порог школы, сесть в метро, съездить на экскурсию – тут вам и храм, и священник, и семинарист.
Это показательный пример. Когда «Основы православной культуры» в их нынешнем виде оказались в школьной программе, речь шла о том, чтобы рассказать о православии не как о феномене истории, а как о важном компоненте современности. Но коли так, то важно и соприкосновение с реальностью там, где это возможно. Быть может, конечно, сама Церковь не готова к нашествию орущей ребятни в сопровождении вечно раздраженных училок. Или система образования перестраховывается: если Марья Ивановна с помощью пастушка Вани преподает детям теорию бессмертия души, то это культурология, а вот если повели в церковь, то это уже индоктринация.
Условную Марью Ивановну учебник «Дрофы», к слову, нет-нет да и подставляет под удар. Например, не раскрывает своевременно тему взаимоотношений Отца и Сына. И любой вопрос из-за парты бедную учительницу поставит в тупик.
К чести авторов, надо сказать, что морализаторства в их учебнике мало – что тонкого, что топорного. Если в пособии Андрея Кураева этический уклон очевиден, то Шапошникова и ее коллеги делают ставку на культурно-просветительский аспект курса. В этом плане их труд выигрывает. Осталось решить одну задачу: связать рассказ, исходя из интереса и познавательных способностей детей, а не иерархов Русской Православной Церкви.