А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова. Основы светской этики. 4 кл. (4-5 кл.): Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 174 с.
Ни одно из учебных пособий по разным модулям курса «Основ религиозных культур и светской этики» не вызывало таких споров и затруднений, как «Светская этика». Начиная с сомнений в том, что понятие светской этики вообще существует в природе. Некоторые даже путали этику с этикетом, а светское, то есть нерелигиозное, – со светским в смысле присущего культурному обществу, так сказать, высшему свету. В одном из учебников и на самом деле обнаружился раздел о том, как правильно держать вилку и ложку. И все это при том, что модуль светской этики изучают более 42% четвероклассников по всей стране.
В 2010 году, когда увидела свет первая линейка учебников по ОРКСЭ, изданная «Просвещением», соответствующий том вышел анонимно, без авторов. Имена авторов пособия издательства «Дрофа» указаны на обложке, и уже одно это вызывает некоторое доверие к его содержанию.
Авторы нового учебника, кажется, пошли по тому пути, который предлагало во время дискуссий два года назад сообщество специалистов по философии, – адаптировать для младших школьников знания по истории различных этических учений. Так и получилось. Книга представляет собой довольно занимательный рассказ о том, что в разные эпохи и в разных традициях понимали под «хорошо» и «плохо».
Различные философско-этические понятия раскрываются через повествование о духовных и интеллектуальных исканиях античных мыслителей и основателей крупнейших религий, а также примеры нравственного поведения в современной жизни в рассказах, притчах, отрывках из художественных произведений. На страницах книги появляются и кубок цикуты для Сократа, и высказывания Конфуция, и фрагменты из произведений Льва Толстого, Тургенева и педагога Сухомлинского. То есть весь тот набор занятных и поучительных фактов и сюжетов, которые мы знаем по различным детским хрестоматиям еще советского времени.
Многие этические понятия в учебнике увязаны с различными религиозными традициями – христианством, иудаизмом, исламом, жизнью и проповедью основателей этих учений. Собственно говоря, античную традицию тоже нельзя назвать исключительно безрелигиозной, ведь она основана на языческих представлениях. В этом смысле пособие по «Основам светской этики» не так уж просто отличить от книжки по сравнительному курсу религиозных культур (такой тоже есть, рецензию на этот учебник можно прочитать ниже). Понятие «светского» как «мирского», «нерелигиозного» появляется в рассматриваемой нами книге только один раз, когда четвероклассников знакомят с основами конституционного строя России. Наиболее значимый в истории период безрелигиозного социального бытия – советский – представлен фигурой Юрия Гагарина и ученым Дмитрием Лихачевым, а современность – детским доктором Леонидом Рошалем. Странно, например, что из советского наследия не использован рассказ Алексея Толстого «Русский характер», вышибавший слезу у многих поколений советских школьников, или другие сюжеты о Великой Отечественной войне.
Нарративный характер учебника «Дрофы» выгодно отличает его от «конкурента», изданного «Просвещением» два года назад. Тот учебник грешит тем, что философские понятия вводятся всухую, часто без иллюстрирующего повествования или ярких, увлекательных примеров. Однако будем отдавать себе отчет в том, что именно пособие «Просвещения» станет основным для использования в школах страны, учитывая особенности распространения книгоиздательской продукции для нужд системы образования. Возможно, только редкие энтузиасты из числа учителей или директоров школ обратят внимание на альтернативные линейки пособий. Поэтому, наверное, учебники «Дрофы» можно считать вещью в себе, хотя именно «Светская этика» в силу популярности этого модуля имеет наибольшие возможности быть использованной на уроках.
В целом авторы рассматриваемого пособия неплохо справились с поставленной перед ними задачей. Другое дело, что эта задача была поставлена так, что многие вопросы по воплощению идеи духовно-нравственного воспитания в школе как были, так и остаются неотвеченными. Прежде всего: почему нельзя было все эти воспитательные и познавательные задачи реализовать в курсе истории, литературы и других гуманитарных дисциплин? «Основы светской этики» в этом смысле – наиболее очевидный пример. Другое дело, что этот вопрос уводит нас за рамки обсуждения отдельно взятого учебника.