Вигилянский Владимир, протоиерей. Весеннее антихристианское обострение: Что это было? – М.: Русский дом, 2012. – 144 с.
Протоиерей Владимир Вигилянский, несколько лет возглавлявший пресс-службу Патриарха Кирилла во время недавних скандалов, в том числе и связанных с делом Pussy Riot, дорогими часами и квартирой главы РПЦ, и недавно получивший отставку со своей должности, по горячим следам выпустил небольшие мемуары. Книга представляет собой «избранные места» из дневниковых записей за январь–апрель с.г. Особенно интересно читать книгу тем журналистам, которые в дни, по выражению автора, «весеннего антихристианского обострения» обращались за комментариями к отцу Владимиру едва ли не круглосуточно.
По прочтении этого дневника складывается необычное представление о работе главы Патриаршей пресс-службы. Как выясняется, принципиальная позиция Вигилянского – по возможности не взаимодействовать со СМИ. 12 марта: «По многим соображениям я стараюсь не участвовать в общественных дискуссиях… За последние 7 лет я принципиально не хожу на ток-шоу, хотя и были 1-2 исключения. В ноябре 2011 года на «Правмире» я публично призвал священников последовать моей логике» (с. 88). 23 марта разгорается скандал вокруг квартиры Патриарха в Доме на набережной: «Узнал об этом от посыпавшихся звонков с просьбой о комментариях» (с. 103). Отвечать что-либо журналистам глава Патриаршей пресс-службы считает излишним: «В этом случае любой ответ по существу во время такой информационной атаки дает поводы к дальнейшим сплетням» (с. 104). Иногда он дает журналистам на вопросы о Патриархе, чьим представителем для СМИ он является, такие ответы: «Совать нос в частную жизнь другого человека, не только Патриарха, это для меня неэтично и неприлично» (с. 78). Это записи о реакции на первые вопросы о квартире в Доме на Набережной, датированные 2 марта. Но стиль общения со СМИ остался неизменным и спустя три недели: «Лезть в частную жизнь в приличном обществе считается неэтичным» (с. 103).
Выясняется, что глава Патриаршей пресс-службы с самого начала был готов к поражению в информационной войне: «Информационные войны во время их активной фазы Церковью всегда проигрывались и скорее всего будут всегда проигрываться» (с. 50). Но это, по его мнению, и неважно. Ведь «Церковь самодостаточна... Даже врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18)» (с. 51).
Стоит добавить, что диалог со СМИ и обществом протоиерей Владимир Вигилянский, как и многие его коллеги, понимает достаточно своеобразно: «Если священник покидает свое сакральное пространство... и перемещается в профанное... он занимает заведомо проигрышную позицию» (с. 89). Как отметил православный публицист Андрей Десницкий, Церковь живет еще в рамках старой общественной модели, в которой диалог основной части общества с его высшими, наделенными «сакральным» статусом слоями, в общем-то, и не предусматривался совсем. Поэтому Церковь вопросы или критические замечания со стороны общества воспринимает весьма своеобразно. Они вызывают не признание ошибок и диалог, а непонимание и раздражение, привычные реплики о кознях врагов и гонениях на веру. «Те выпады против Русской Православной Церкви, которые мы сейчас наблюдаем, – начало войны против Церкви. Начало гонений» (с. 124), – цитирует 4 апреля Вигилянский слова главы Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерея Димитрия Смирнова.
Едва ли не половина дневниковых записей главы пресс-службы Патриарха занята не упоминаниями о работе со СМИ, а выписками из «Бесов» Федора Достоевского. С марта к этим выпискам добавляются сообщения об осквернении храмов в России и в мире (с. 88, 91–97, 110). Вигилянский называет «панк-молебен» Pussy Riot «выходкой в большевистском духе» (с. 85) и ищет подтверждения аналогии с гонениями на Церковь в 20-е годы ХХ века. Дневниковые записи завершаются описанием Пасхи, в которой видится победа над силами зла во вселенском масштабе, на связь которых с кампанией в СМИ протоиерей Вигилянский также прозрачно намекает: «Как пытались расправиться фарисеи со Христом? Главным образом – оболгав, оклеветав Его» (с. 141).