Уильям Лобделл. Теряя веру: Как я утратил веру, делая репортажи о религиозной жизни. – М.: Эксмо, 2011. – 416 с.
«Теряя веру» – не пропагандистская книга. В ней нет агитации – ни религиозной, ни антирелигиозной. Это личная история, своего рода исповедь. Рассказ американского журналиста, пишущего на религиозные темы, о том, как он обрел веру – и как ее утратил.
Что интересно в этой книге? Прежде всего описание «изнутри» религиозной и церковной жизни США – области, для нас малоизвестной, где многое, на наш взгляд, кажется непривычным и странным. Главное отличие, пожалуй, в том, что в США Бог (для большинства американцев) один, а Церквей много. Лобделл-верующий переходит из одной деноминации в другую и никакой проблемы в этом не видит: в его восприятии евангелическое христианство – это христианство «для новичков», пресвитерианская Церковь – уже посерьезнее, ну а католицизм – совсем серьезно. Церкви борются за прихожан вполне маркетинговыми методами, например, разбивают при храме диснейленд на библейские темы. А прихожане выбирают себе Церковь придирчиво, как потребитель выбирает товар – учитывая и оформление интерьера, и верстку молитвенников.
Однако, выбрав себе Церковь, человек ей отдается всерьез. Религия здесь очень социализирована. Раз уж ты христианин – значит, ходишь в церковь. В воскресенье у тебя служба, во вторник – группа совместного чтения и изучения Библии, в среду – благотворительное общество, в четверг – клуб для семейных пар среднего возраста, в пятницу – бейсбольный матч с соседним приходом, в субботу, детский праздник, а в следующие выходные едем на двухдневную конференцию мужчин-христиан – будем вместе молиться, читать Библию и рассказывать друг другу о том, как действует Бог в нашей жизни...
Уильям Лобделл, пока был верующим, именно в такой религиозности чувствовал себя как рыба в воде. В первой половине книги – в истории обретения им веры – обращает на себя внимание то, что все решения о религии Билл принимает, оглядываясь на чужое мнение и делая «как все». Даже переломный момент в жизни евангелического христианина, момент «рождения заново» и открытого исповедания Христа он переживает под чужим влиянием. Сам он совсем не чувствует себя «рожденным заново», он сомневается и боится – но все больше и больше людей вокруг поднимают руки... и вдруг его собственная рука, как будто по собственной воле, тоже взлетает вверх.
Билл – не только обычный верующий. Еще он талантливый репортер, влюбленный в свою работу. Свое призвание он видит в том, чтобы писать о религии. До какого-то момента все отлично: Билл рассказывает трогательные и воодушевляющие истории о «современных святых», читатели восторгаются и умиляются, он сам – тоже. Поворотными пунктами для него стали два журналистских расследования. Первое касалось известного «католического секс-скандала» со священниками-педофилами, второе – деятельности телепроповедников, среди которых немало откровенных мошенников. Билл подробно рассказывает о своих расследованиях, о том, какие «бездны греха» открылись ему в людях, на которых верующие привыкли смотреть с благоговением.
Но не порочность отдельных религиозных людей поразила Лобделла и нанесла удар его вере; его поразило осознание того, что церковная система – на их стороне. Мошенники, развратники, даже маньяки-педофилы, стоит им войти в церковную корпорацию, находят там защиту и приют. И обычные верующие – простые честные люди, – повинуясь командам «свыше», дружно защищают преступников и клеймят их жертв. Сообщество верующих, в которое Лобделл давным-давно влился, в определенных случаях именно как сообщество занимает неприемлемую для него позицию. Для него «быть верующим» – значит быть одним из этих людей, быть таким, как они; и именно это оказалось невозможно.