Возможна ли нравственность, независимая от религии? – М., Канон-плюс, 2012. – 408 с.
В 2010 году под эгидой Института философии РАН (ИФ РАН) и международного фонда «Знание» был проведен конкурс философских сочинений на тему «Возможна ли нравственность, независимая от религии?», приуроченный к 100-летию кончины Льва Толстого, в 1893 году написавшего трактат «Религия и нравственность». Главные принципы конкурса – отсутствие идеологической заданности, открытость и анонимность. Участником интеллектуального турнира мог стать каждый желающий независимо от положения в академической табели о рангах. Это уже не первая такого рода инициатива ИФ РАН, возрождающая традиции знаменитых французских конкурсов XVIII века, благодаря которым снискали славу такие литераторы и мыслители, как Жан-Жак Руссо. Для многих талантливых людей подобные акции – прекрасный шанс впервые высказаться во всеуслышание.
Свыше 200 присланных на конкурс работ доступны на сайте ИФ РАН, а в книгу вошли два десятка лучших, отобранных жюри под председательством крупнейшего российского специалиста по этике академика РАН Абдусалама Гусейнова. Таким образом, сборник – лишь вершина внушительного айсберга текстов, демонстрирующих палитру возможных подходов к решению поставленного организаторами вопроса. Статьи сгруппированы в соответствии с выводами, к которым приходят авторы, и благодаря этому книга воспринимается как оформленный диалог идей, а не просто разрозненная мозаика.
Поскольку ничего само собой разумеющегося в жизни нет, философскую работу принято начинать с уяснения терминов. Жаль, что лишь некоторые конкурсанты дали себе труд провести эту процедуру по отношению к понятиям нравственности и религии, ведь они тоже далеко не самоочевидны. Так, человек может быть морален, но безнравственен, и наоборот. А «вне морали» еще не означает аморальности. К примеру, европейцы при посещении «дикарей» считали их аморальными уже из-за игнорирования права собственности, приравнивая это к воровству. При этом сами могли спокойно грабить туземцев и захватывать новые земли, благо юридически они никому не принадлежали...
В сознании большинства современных россиян религия ассоциируется с христианством, а последнее – с православием. Во власти этого стереотипа вольно или невольно оказались и авторы многих статей, особенно занимающие прорелигиозную позицию. Но исторические формы религии многообразны, как и ее взаимоотношения с нравственностью. И если в архаичных культурах монополией на мораль обладали жрецы и пророки, то уже в античной Греции появляются этические учения за пределами религии. Поэтому трудно не согласиться с автором статьи «Путь к духовной свободе» Анатолием Черняевым, что «редуцированное понятие «религии вообще» существенно обедняет реальность и не дает материала для предметного анализа». Предметным разговор становится лишь при обращении к конкретной практике тех или иных религиозных институтов, например – современных, как наиболее удобных для анализа.
Приятно отметить, что личное отношение авторов к религии по большей части не привело к идеологической ангажированности их работ, которые во многом содержательно дополняют друг друга. Свежие интересные мысли можно найти и у верующих, и у неверующих, равно как и у верующих «в душе». Хочется отметить в связи с этим статьи Бориса Дынина «Приключения нравственности» и Людмилы Крыштоп «Нравственность с верой, но без религии».
Вопрос, ставший темой конкурса, – не только философский. Сегодня от ответа на него зависят многие решения, касающиеся места религии в обществе, в системе воспитания, образования и т.п. Иными словами, может ли религия претендовать на роль исключительной и привилегированной моральной инстанции? Если искать ответ на этот вопрос в сборнике конкурсных работ, то уже сам диапазон точек зрения, их «полифоничность» убедительно свидетельствует, что ныне в сфере морали не может быть монополии: нравственное сознание современного человека формируется благодаря разнообразным факторам, в числе которых религия – заметный, но не единственный и не главный.