Религиоведческие исследования. 2011, № 1–2 (5–6). 184 с.
Российское религиоведческое сообщество предложило вниманию читателей новый, третий выпуск журнала «Религиоведческие исследования» – многообещающего проекта молодых исследователей из разных университетов России.
Тема этого номера – феноменология религии – может несколько удивить читателя. Феноменологическое направление, являвшееся в 50–60-е годы XX века своего рода магистральной линией в изучении религий, на сегодняшний день фактически ушло со сцены: в наши дни наиболее популярными направлениями исследования религии следует признать когнитивное религиоведение (ему, согласно редакционному предисловию, будет посвящен следующий выпуск журнала) и изучение религии в контексте повседневных практик. Следует, однако, заметить, что и сама феноменология религии, и критика в ее адрес существенно обогатили традицию научного исследования религии. Говорить о религиоведении XX века, оставляя за скобками феноменологическое движение, решительно невозможно – ведь ему принадлежат концепции «священного» и «нуминозного», наиболее явно представленные в творчестве Рудольфа Отто и Мирчи Элиаде.
Помимо академических статей и переводов в содержание журнала вошла дискуссия на модную тему постсекулярного мира, в которой Дмитрий Узланер, недавно выпустивший номер «Логоса» на тему «Постсекулярная философия», отвечает – не вполне, на наш взгляд, успешно – на критику Алексея Апполонова, специалиста в области истории средневековой философии. Значение этой темы на деле выходит далеко за рамки узконаучной дискуссии: ведь ответ на вопрос, каким именно является современный мир – все еще светским или уже «постсекулярным», в котором религия встраивается в саму ткань повседневности и предшествует всякому дискурсу о ней, в своем роде предопределяет отношение интеллектуалов нашего времени к проекту возвращения религии в публичную сферу. Теме секуляризации посвящено и интервью с Петером Бергером, известным социологом религии, из которого читатель сможет узнать, почему противопоставление светского и постсекулярного мира, по мнению ученого, не имеет в современном мире особого смысла: мир в состоянии вместить разные варианты отношений между обществом и религией, потому что мировоззренчески единого общества просто нет.
Отдельным достоинством издания является наличие объемного отдела рецензий на недавно вышедшие книги, из которых наиболее интересными следует признать мемуары Элиаде и антологию по мистицизму, изданную Институтом философии РАН. Серьезно обогатили выпуск материалы семинара «Иудаизм эпохи Второго храма и раннее христианство», проходящего на базе РГГУ.
Появление третьего выпуска журнала заставляет задуматься: почему в сфере исследования религии, потенциально чрезвычайно емкой, интересной множеству людей, редки такие прорывы, как в сфере философского книгоиздания? Возможно, дело в том, что религия – до сих пор в некотором смысле запретная тема? Исследователь, претендуя на отстраненное изучение религии, ставит себя «по ту сторону» решения вопроса о реальности ее предмета – Бога, богов, священной истории, священного порядка. Для человека верующего эта дистанция не всегда переживается безболезненно. Остается надеяться, что интеллектуальное сообщество окажется способно предоставить пространство для роста тренду научного изучения религии в периодической форме – тем более что система религиоведческой периодики в России в отличие от ситуации на Западе до сих пор находится в стадии становления.