Эмануилов Р.Я., Яшлавский А.Э. Террор во имя веры: Религия и политическое насилие. – М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2011. – 344 с.
Вышедшая в издательстве «Мосты культуры» книга «Террор во имя веры: Религия и политическое насилие» востоковеда Рахамима Эмануилова и журналиста Андрея Яшлавского посвящена истории радикального исламизма, причем не только и не столько его террористическим проявлениям, сколько вопросам идейных истоков и теоретического обоснования этого экстремистского течения.
У истоков религиозно-политических взглядов современных салафитов на мир – концепции пакистанского богослова Маулана Абу аль-Аля Маудуди (1903–1979). По словам американского исследователя исламизма, «Маудуди ведет нас к Саиду Кутбу; Кутб ведет нас к Абдалле Аззаму; Аззам ведет нас к Усаме бен Ладену; Усама бен Ладен ведет к Айману аз-Завахири» (с. 89). Маудуди сформулировал идею исламского государства как «полную антитезу западной демократии», основанную не на суверенитете народа (который путем выборов в представительные учреждения создает легитимные органы власти), а на «суверенитете Бога» и власти избранных им лидеров. Вполне по-марксистски осуждая «господство человека над человеком» и видя в социальном неравенстве первопричину всех общественных недугов, Маудуди предлагал: «Единственное средство от этого ужасного недуга состоит в отрицании и отвержении человеком всех господ и в открытом признании им Всемогущего Бога единственным его хозяином и господином... Ни один человек, класс, ни одна группа, ни даже все население государства в целом не может притязать на верховенство: единственно Бог – подлинный властитель... Бог – единственный законодатель и единственная власть» (с. 88). Эти идеи затем развил египтянин Саид Кутб, идеолог движения «Братья-мусульмане». В книге «Вехи» (1965) он призывал к восстановлению законов шариата и использованию «физической силы и джихада для отмены организаций и властей джахилийской системы», под которой подразумевается современная система власти «не от Бога», будь то монархия или демократия. Казненный в 1966 году за участие в заговоре Кутб стал культовой фигурой для джихадистов. Айман аз-Завахири, лидер египетского «Исламского джихада» (в 1990-е годы пытавшегося осуществить в стране исламистскую революцию), позже ставший одним из вождей и идеологов «Аль-Каиды», считает, что именно «призыв Кутба... был той искрой, которая воспламенила исламскую революцию против врагов ислама на родине и за границей» (с. 95). Кстати, еще одна прямая аналогия с марксизмом – как известно, лозунг «Из искры возгорится пламя» красовался на первой странице большевистской газеты «Правда»...
Книга Эмануилова и Яшлавского увидела свет, когда итоги революций в исламских странах были не очевидны. Сегодня тем, кто не успел прочитать эту книгу сразу, стоит обратить на нее внимание. Действительно, из революционной искры на исламском Востоке запылало настоящее пламя, и оно уже опалило крылья надежды на победу демократии в арабском мире.