Маяцкий М.А. Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 344 с.
Исследование известного философа, профессора Высшей школы экономики Михаила Маяцкого посвящено связи экстремистских политических теорий XX века с эзотерическими учениями, культивировавшимися в интеллектуальных, художественных кружках 1910 – начала 1930-х годов. «Новая сакральность», возникающая в эпоху «расколдовывания мира» (Макс Вебер), стала попыткой вновь «заколдовать» мир, создать новую религию, с головой погрузиться в стихию мифа, культа, мистерии.
Предмет исследования Маяцкого – так называемый Круг Георге. Поэт Стефан (или Штефан) Георге (1868–1933) – один из ярких представителей немецкого модернизма. Поэтический кружок Георге очень быстро стал интеллектуальным сообществом, пронизанным духом псевдорелигиозности, иерархичности, служения и поклонения «духовному вождю».
Деятельность Круга приобрела черты маленькой тоталитарной секты. Маяцкий анализирует многочисленные свидетельства о царившей в сообществе атмосфере, в которой переплелись аскетические идеалы, эстетизация власти и гомоэротизм. Раскрывает идеологическую программу Круга, профетизм и утопизм «новой мифологии».
Предмет исследования чрезвычайно богат и многогранен. Автор резонно сосредоточился лишь на одной, но крайне примечательной стороне деятельности Круга Георге – царившем в нем культе античности и философа Платона. Платон стал для сообщества способом легитимации.
Воображаемая «древняя традиция», образ недостижимого, но желанного идеала духовной аскезы Платона и его академии стали моделью действующей секты интеллектуалов XX века. Участники этого псевдорелигиозного культа объявили себя не творцами новой, невиданной культуры, но лишь бережными хранителями драгоценного наследия предков.
Маяцкий подробно рассказывает обо всех перипетиях борьбы Круга Георге с академической наукой о Платоне. Исследователь приходит к интересному выводу: наука того времени также во многом тяготела к мифотворчеству и идеализации Платона как образца для духовного служения и борьбы против либерализма. Автор открывает отечественному читателю неизвестные прежде имена, а также помогает по-новому взглянуть на такие популярные фигуры, как Мартин Хайдеггер и Георг Гадамер.
Книга богата конкретными сведениями биографического и исторического характера. Поучительны изыскания о судьбах участников кружка Георге после прихода Гитлера к власти. Люди, ратовавшие за приход нового вождя, издававшие «научные» книги о Платоне со свастикой на обложке и устами Платона громившие «распущенный» веймарский режим, вынуждены были спасаться от установившегося в Германии общества тотального «духовного служения». А позже некоторые из этих лиц даже не преминули объявить себя пострадавшими от фашизма и истребовать компенсаций и пособий от правительства ФРГ. При этом из списков своих печатных трудов они стыдливо вымарывали наиболее одиозные названия.
Для нас актуальность исследования в том, что оно позволяет проследить типологические черты, присущие всякому экстремистскому движению в интеллектуальной сфере. В современной России действуют многочисленные кружки, подобные кружку Георге. По-прежнему интеллектуалы готовят «консервативную революцию». Популяризируются идеи воображаемой патриархальности и «особого пути», готовятся рецепты «духовного возрождения» нации.