Малер А.М. Константин Великий. – М.: Вече, 2011. – 352 с.
Среди великого множества книг, издаваемых «Вечем», затерялась биография императора Константина, по сути сделавшего христианство официальной религией римской державы и основавшего Константинополь. Книга издана в серии «Великие исторические персоны» – своеобразный аналог знаменитых выпусков ЖЗЛ «Молодой гвардии». Боюсь, широкому читателю не оценить тот идеологический заряд, который заложил в свою монографию широко известный в православных кругах публицист Аркадий Малер. Все-таки ЖЗЛ и его аналоги обычно пишутся в жанре популярной биографии.
Эту книгу и биографией-то не назвать. Собственно жизнеописание Константина начинается со 153-й страницы, и, чтобы прочитать это затянувшееся предисловие, надо хорошенько сосредоточиться. Пока доберешься до самой персоны императора, успеешь познакомиться со всей римской мифологией и историей христианства за три с лишним века. Автор долго и запутанно подводит языческий и христианский векторы своего повествования к скрещению в судьбе императора, сделавшего гонимую веру господствующей. В основе книги модератора интеллектуального клуба «Новый катехон» – не событийные коллизии, а движение по воле Провидения навстречу друг другу двух идей, имперской и христианской. По мнению Малера, скрещение Рима с Иерусалимом, встреча Христа с кесарем знаменуют собой вершинный момент истории человечества. Торжество любимой автором идеи, воплотившееся в личности Константина. Так что эта книга – скорее идеологический и политический манифест, чем жизнеописание знаменитого государственного деятеля.
История тысячелетней державы в трактовке православного публициста послушно следует логике его своеобразной концепции. Римская республика – предмет восхищения и подражания многих политических режимов разных эпох и народов – у Малера то грех, то мука. Грех политеизма и мука христианских исповедников. Римская история у него словно торопится к моменту воссоединения имперского и христианского начал. Все, что было до Константина, – только прелюдия, подготовка, слепые поиски политического цезарепапистского идеала. Все, что выходит за рамки этой христианоцентричной ойкумены, все цивилизации и культуры, – этого словно не было и нет.
По сути своей послание Аркадия Малера исполнено самого простодушного мессианизма. Империя, вдохновляемая Церковью, исполняет роль организующего начала, не дающего человечеству скатиться к апокалиптическому хаосу. Отсюда и главное слово концепции Малера и его единомышленников – катехон, «удерживающее» начало. Это понятие из послания апостола Павла Фессалоникийцам. От Рима эта миссия перешла к Константинополю, а затем – Москве. Вот здесь и содержится главный посыл монографии. У России есть исконная миссия, миссия Третьего Рима, и исполнить ее можно, сохраняя единство имперского и христианского начал. Отсюда вытекает политическая программа «Нового катехона»: слияние государства с Церковью, восстановление самодержавия и прочих музейных рудиментов, о которых в малеровском клубе рассуждают на полном серьезе.
По форме сочинение новоявленного Светония местами напоминает книгу очерков Александра Дворкина по истории вселенского православия, в свою очередь, во многом построенную на лекциях протопресвитера Иоанна Мейендорфа. В принципе можно было бы рассыпать по тексту ссылки на указанные сочинения и спокойно предаться формулированию программы для построения имперского будущего России. Однако автор предпочитает вновь пересказывать историю первых веков христианства, не раз описанную другими православными авторами, причем в том же ключе.