Salvini G., Zingales L. con Salvatore Carruba. Il buono dell, economia: Etica e mercato oltre i luoghi communi. Universitа Bocconi Editore. – Milano. 2010, pp. 190. (Сальвини Дж., Цингалес Л., Карруба С. Экономическое благо: Этика и рынок вне привычных истин. Милан: Университет Боккони. 2010. 190 с.).
Данная книга представляет собой дискуссию директора проватиканского журнала La Civilta Cattolica теолога Джанпаоло Сальвини и доцента Чикагского университета, экономиста Луиджи Цингалеса, сведенную воедино ведущим сотрудником итальянской экономической газеты Il Sole 24 Ore Сальваторе Карруба. Участники полемики постоянно ссылаются на первую социальную энциклику Бенедикта XVI Caritas in veritate («Любовь в истине») (2009), соглашаясь с заявлением Папы о гуманизации экономики в соответствии с пониманием рынка, конкуренции и прибыли как инструментов, а не цели развития общества.
Сальвини и Цингалес пытаются понять, в какой именно этике нуждается рынок. Цингалес убежден, что этические нормы способствуют повышению эффективности экономики и в этом отношении полезен определенный интерес экономических воротил к благосостоянию. Сальвини считает рыночную экономику лучшим или менее несовершенным экономическим орудием, хотя сегодня она по большей части работает не на производство материальных благ или услуг, а на добывание денег с помощью денег, нередко путем прямой спекуляции.
За время кризиса, считает Цингалес, этические стандарты снизились: теперь в основном работают только ради денег, определяя успех величиной прибыли. Поиски прибыли – один из признаков рыночной экономики, и он не видит морального запрета на удовлетворение собственных интересов, если при этом уважают правовую систему. Экономист ссылается на традицию протестантизма осуждать ошибающихся силами верующих, у которых есть свои советы при приходах. Он не знает, как такую систему ввести в католических приходах Италии, но убежден, что без общественных санкций нравственные ценности не получат повсеместного распространения.
Сальвини напоминает, что цель не может оправдывать недостойные средства и государству следует вмешаться, если экономическая деятельность противоречит законам и наносит личности моральный или социальный вред. Он выступает за увеличение инвестиций в программы образования и здравоохранения, отмечая, что Католическая Церковь выступает за социальную справедливость, и подчеркивает, что человек важнее товара, экономических или финансовых проблем. Цингалес весьма скептически относится к потенциальной социальной ответственности предприятия. Предприниматель может самостоятельно принять решение о сокращении прибыли, например, за счет вклада в защиту окружающей среды. Но если он действует вместе с другими людьми, его выбор будет зависеть от их мнения и, вероятно, сведется к тому, что даст больше прибыли. Для успешного функционирования общества, по мнению Цингалеса, необходимо формирование гражданского капитала, под которым он понимает уплату налогов всем населением.
Не претендуя на изобретение универсальных рецептов развития, оба участника дискуссии стремятся обозначить моральные аспекты экономики, оставляя окончательное решение читателю.