Райт Н.Т. Воскресение Сына Божьего. (Серия «Современная библеистика».) – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2011. – XII + 911 с.
Имя Николаса Томаса Райта, в прошлом оксфордского и кембриджского лектора по Новому Завету, бывшего епископа Даремского (Церковь Англии), ныне – профессора Нового Завета и раннехристианских исследований в Университете св. Андрея (Шотландия), хорошо известно русскоязычному читателю, интересующемуся христианской проблематикой. Благодаря издательской деятельности Библейско-богословского института св. ап. Андрея ему доступны всемирно известные лекции Райта «Что на самом деле сказал апостол Павел?» (2004), его популярные комментарии к различным книгам Нового Завета, наконец, фундаментальный труд «Иисус и победа Бога» (2004). Последняя – ответ далекого от фундаментализма, но тем не менее достаточно консервативного христианского ученого на разного рода поиски «исторического Иисуса», ведущиеся уже более двух столетий. На приобретший значение догмата у либеральных христиан, продолжающих теперь этот поиск, тезис о том, что крайне важно отличать исторического Иисуса от Христа веры, Райт своим обширным (700 с.) исследованием показывает, что второй неразрывно связан с первым.
У тех, кто прочитал эту книгу, осталось чувство недоумения, почему Райт не включил в нее тему воскресения Иисуса. В предисловии к новой книге, являющейся, как можно догадаться, продолжением предыдущей, автор объясняет, что у него было намерение дописать к ней главу о Воскресении. Однако, взявшись за эту работу, Райт понял, что данная глава способна перерасти в обширное исследование (его новая книга насчитывает уже порядка 800 страниц). И действительно, выпущенная теперь по-русски книга «Воскресение Сына Божьего», ставшая на Западе настоящим событием (английское издание вышло в 2003 году), без сомнения, есть самое обстоятельное исследование данной темы.
Книга Райта детально исследует в хронологической последовательности их письменной фиксации все свидетельства Христова воскресения как в Новом Завете, так и во всей раннехристианской традиции. Это исследование предваряется весьма ценным в религиоведческом отношении экскурсом о представлениях, касающихся «жизни за гранью смерти» в античности, Ветхом Завете и постбиблейском иудаизме. Первые важны как идейный фон проповеди грядущего воскресения мертвых и воскресения «первенца из умерших» Христа Иисуса в греко-римском мире, куда с вестью о «свете язычников» – Мессии Израиля – устремились ученики Иисуса, а затем и Павел. Вторые еще более важны, поскольку выявляют как истоки последующих иудейских представлений о воскресении, так и отношение к ним в современном Иисусу Израиле. Наконец, третьи особо важны, поскольку в них уже в полной мере оформляется идея телесного воскресения, в котором Бог восстановит Израиль в лице его праведников, когда станет судить мир.
В Новом Завете в связи с искупительной смертью и воскресением Иисуса эта идея обретает более широкий эсхатологический горизонт, наиболее полно выраженный «Евангелием воскресения» апостола Павла (1 Кор: 15), рассмотрению которого Райт посвящает добрую сотню страниц своего исследования (главы 6 и 7).
Творчество Райта, как и других консервативных (что в западном контексте означает – сохраняющих веру в Иисуса как в Сына Божьего) исследователей Нового Завета проходит в окружении как фундаменталистов (еще социально сильных в США), так и христианских либералов, исключающих веру в воскресение Христа как в факт и рассматривающих его как метафору. При этом последние весьма многочисленны и активны на Западе как в академической, так и в издательской сфере. Резюмируя их публикации, Райт в предисловии к своей книге пишет: «В новозаветных исследованиях стало общим местом утверждать, что первые христиане не мыслили об Иисусе как о воскресшем из мертвых самым что ни на есть телесным образом; при этом Павел, постоянно цитируемый, выставляется в качестве главного свидетеля того, что модно нынче называть «духовным» взглядом на данную проблему».
Такой идеологизированный взгляд, по мнению Райта, не имеет ничего общего с научным обобщением, поскольку противоречит достаточно засвидетельствованному факту возвещения с самого начала исторического бытия Церкви Христовой именно телесного воскресения Иисуса. Последнее проистекает из «существенного единства раннехристианских текстов в основном пункте: практически все ранние христиане верили в телесное воскресение Иисуса. Говоря «Он воскрес на третий день», они придают этому буквальный смысл. Только осознав силу этих свидетельств, мы сможем воздать евангельским повествованиям должное┘»
Таким образом, из книги Райта действительно следует вывод: именно вера в воскресение Иисуса, которым Бог прославил его как Христа и Господа (Деян 2:36), стала тем основанием, на котором образовалась Церковь в Иерусалиме, а свидетельство о воскресении Христовом расширила ее «до предела земли» (Деян 1:8).