0
2039
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.06.2011 00:00:00

Пятикнижие от сохи

Тэги: львов, иудаизм, субботники


львов, иудаизм, субботники

Львов А. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. – 328 с.

Книга историка Александра Львова, недавно вышедшая в издательстве Европейского университета в Петербурге (где он преподает иудаику), посвящена весьма слабо освещенной в научной литературе теме – русским, обратившимся в XVIII–XIX веках в иудаизм, субботникам (названным так за выполнение ветхозаветного установления «хранить день субботний»). Следование древней иудейской традиции было у них, как пишет Львов, искренним и всеобъемлющим: «Субботники соблюдают диетарные предписания иудаизма, практикуют обрезание, молятся по еврейским молитвенникам (сидурам), прибивают к косякам своих дверей мезузы, используют в речи идишские и ивритские термины» (стр. 21–22). Одним словом, это были «неевреи Моисеева закона».

Впервые субботники были отмечены Воронежской духовной консисторией в 1765 году в селах Бобровского и Павловского уездов тогдашней Воронежской губернии. Примечательно, что тогда же и в Воронежской губернии, в Тамбовском и Козловском уездах возникают сектантские движения духоборов и молокан, отвергавших поклонение иконам, посещение церквей и причастие. Львов видит в этом единый процесс в среде «крестьян, перемещающихся по Воронежской губернии, в то время включавшей в себя тамбовскую глубинку, и обменивающихся идеями относительно исправления своей веры, вычитанными из Библии и других книг» (стр. 66). Что это были за книги? Как ни странно, вполне официозные православные издания. Во-первых, впервые изданная в 1751 году при императрице Елизавете Библия в переводе на церковнославянский язык, несколько раз затем массово переиздававшаяся и ставшая доступной любому грамотному человеку (а таких среди воронежских и тамбовских крестьян, потомков служилых дворян-однодворцев или казаков XVII века, было немало). Во-вторых, книга «Первое учение отрокам» (1717), написанная соратником Петра I Феофаном Прокоповичем для просвещения народа (в том числе в церковно-религиозном плане), которая только в 1758–1764 годах, непосредственно предшествовавших появлению сектантов в Воронежской губернии, была издана тиражом 12 тыс. экземпляров, огромным по тем временам. Львов приводит (стр. 81–82) прямые текстуальные заимствования учения сектантов 1760-х годов из книги Прокоповича. Предупреждения церковного деятеля о недопустимости почитания икон как своего рода идолов они довели до логического завершения, полностью отрицая писаные лики, усвоив также идею Прокоповича об апелляции к Писанию как к главному авторитету. Даже идея «чтить субботу», как ни странно, также могла быть ими выведена из одного из пассажей Прокоповича, писавшего о необходимости соблюдения Моисеевых заповедей христианами (стр. 84). Дальнейший «переход от «Моисеева закона» к «еврейской вере» был для них продолжением пути, на который они ступили ранее» (стр. 178). Еврейские «наставники» появились в общинах субботников уже много позже появления этого течения, в первой половине XIX века.

Значительная часть исследования посвящена существованию субботничества как в Российской империи, так и в Советском Союзе в первые десятилетия его истории, когда возникали еврейские и субботнические колхозы. При этом Львов отмечает, что написал, но затем «решил исключить из книги главу, посвященную современности» (стр. 17), из желания «не повредить» живущим ныне субботникам. Поднят интереснейший и даже, как пишет Львов, «ключевой вопрос»: как сами «заезжие евреи воспринимали субботников» – как утерявших веру евреев, прозелитов (геров) или христиан-сектантов? Вопрос этот, как признает Львов, совершенно неясен и противоречив, даже в современном Израиле среди раввинов на этот счет есть разные точки зрения (стр. 157–159). Не знали этого и сами субботники, чаще всего апеллировавшие к своему возможному происхождению от «потерянных колен Израилевых» (стр. 166–169). Надо сказать, что записи разговоров с субботниками в ходе полевых исследований как до революции, так и в 1990–2000-е годы, изъяснявшихся колоритным крестьянским языком, их живые зарисовки современниками составляют одну из интереснейших особенностей книги Львова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1834
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3825
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2872
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2346

Другие новости