Бычков С.С. Освобождение от иллюзий. Жизнь и подвиг архиепископа Ермогена (Голубева). – М.: Тэтис Паблишн, 2010. – 527 стр.
Очередная книга журналиста и историка Сергея Бычкова посвящена одной из интереснейших фигур истории Русской Церкви ХХ века. Имя исповедника епископа Ермогена (Голубева) сегодня не на слуху. Если о нем и вспоминают, то достаточно прохладно и осторожно. В официальной церковной среде это имя ассоциируется прежде всего со знаменитым письмом епископа Ермогена (и группы архиереев) Патриарху Алексию I в связи с Собором 1961 года. А это письмо вспоминают, как правило, в связи с последовавшим вскоре письмом главе РПЦ священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина, которое, как сказано в официальном семинарском учебнике, «имело резонанс на Западе и нанесло вред взаимоотношениям Церкви и государства» («История Русской Православной Церкви» протоиерея Владислава Цыпина). Текст о епископе Ермогене в «Православной энциклопедии», по сути, воспроизводит позицию Совета по делам религий при ЦК КПСС, обвиняющего Ермогена в сопротивлении закрытию храмов.
Все это, в общем, неудивительно. Человек искренне верующий, способный самостоятельно мыслить и при этом совершать поступки, оказывается под подозрением в любое время и при любом политическом строе. В этом смысле мученикам «везет» больше. Убитые за убеждения становятся знаковыми фигурами, во-первых, потому, что они веру свою засвидетельствовали кровью, а во-вторых – потому, что они молчат. С исповедниками (то есть с теми, кто за веру страдал, но не лишился жизни) сложнее. Несомненно, если бы в 1930 году расстрельный приговор НКВД епископу Ермогену был приведен в исполнение, его имя сегодня было бы вписано в официальные святцы в числе прочих мучеников за веру. Но «карьера» официального мученика Ермогена обошла. Смертный приговор заменили на 10 лет лагерей и ссылки. А активное противостояние хрущевским гонениям в конце 50-х – начале 60-х годов испортило репутацию епископа в официальной церковной среде. В эпоху, когда на вершину «церковного олимпа» поднимались наиболее «гибкие, для которых основной ценностью оставалась способность к приспособлению», пишет автор, на тех, кто не хотел приспосабливаться, «смотрели как на белых ворон их же «собратья». Но даже среди них «епископ Ермоген вызывал изумление».
После свержения Хрущева Ермоген обратился с письмом к Патриарху Алексию I (Симанскому) с просьбой пересмотреть дискриминационные решения Архиерейского Собора 1961 года, которые низвели священников до роли наемных работников общин. Это был первый в истории послевоенной Церкви протест такого масштаба. В 1968 году епископ был вызван в Москву и осужден высшей политической (ЦК КПСС, Совет по делам религий) и церковной (Святейший Синод) властью, лишен всех занимаемых должностей и отправлен за штат. (Тенденциозный очерк о Ермогене в «Православной энциклопедии» заканчивается утверждением о том, что епископ ушел на покой «в связи с отсутствием вакантной кафедры».)
Обширнейший комментарий к данному изданию освещает многие интереснейшие факты церковной истории, включает в себя подробные биографии епископов, как защищавших и поддерживавших Ермогена, так и организовывавших его травлю. Много материалов посвящено митрополиту Никодиму (Ротову). Особый интерес представляют документы, письма и факты, связанные с именами будущих Патриархов Пимена (Извекова), Алексия II (Ридигера), Кирилла (Гундяева).
Общий массив справочных и документальных материалов (в четыре раза превосходящий объем биографического очерка) заставляет говорить о монографии Сергея Бычкова как о своего рода обширной энциклопедии, освещающей историю Русской Церкви 50–70-х годов ХХ века.