Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). Сборник статей / Под ред. Торе Линдхольма, Кола Дурэма и Бахии Тахзиб-Ли. – М.: Институт религии и права, Университет Бригама Янга, 2010. – 744 с.
Вызовы современной жизни, стремительные изменения мира, научные революции и нарождающиеся мировоззренческие концепции вовсе не снимают с повестки дня религиозные вопросы, а, наоборот, актуализируют их с новой силой. XXI век начался даже не столько с переосмысления темы религии, сколько с полноценного возвращения к ней. Религиозный вопрос стал чуть ли не самым острым, причем для всего мира, а не для какой-то одной страны – Франции, в которой европейский уклад входит в конфронтацию с ценностями мигрантов, или, например, России, где террористические акты с исламистским подтекстом происходят теперь практически каждый год.
Понимание толерантности модифицируется. Теперь речь идет не столько и не только о толерантности общества по отношению к другим религиям, привнесенным извне, но и о толерантности по отношению к собственной религии, традиционно исповедуемой на родине, по отношению к религии вообще и даже по отношению к атеизму, который тоже порой критикуется.
Где кончается свобода религии и убеждений и начинается произвол религиозного фундаментализма? Почему государственная поддержка религиозной и мировоззренческой свободы на деле нередко оборачивается ее ущемлением? Допустимы ли ограничения свободы религии и если да, то какие именно? Перечисленные вопросы – это не просто личностные дилеммы отдельно взятого человека, это уже проблемы из юридической и правовой сферы, которые рассматриваются и регулируются государственными законами и международными конвенциями. У экспертного сообщества, политиков и простых граждан сегодня возникла вполне осознанная потребность в систематизации и анализе этих законов и конвенций, в оценке их эффективности, в выяснении того, не предполагают ли такие документы двойного толкования в корыстных интересах отдельных лиц.
На этом фоне рецензируемый сборник действительно является событием в религиозно-правовой сфере. На английском языке книга вышла шесть лет назад по инициативе Коалиции свободы религии и убеждений (Осло). До российского читателя она дошла только сейчас, однако это не умаляет ее значения.
Под одной обложкой объединены статьи социологов, религиоведов и юристов из Туниса, Греции, Испании, Великобритании, Австрии, Франции, Норвегии, Ирландии, Голландии, Казахстана, Израиля, Америки и других стран. Из 38 глав английского издания на русский были переведены 12. Изюминкой русской версии, отличающей ее от англоязычного издания, стала статья о конституционном праве российских граждан на свободу вероисповедания и о проблемах реализации этого права в России. Статьи сопровождаются обширными примечаниями и сносками на цитируемые источники. Приложение содержит выдержки из деклараций, пактов и документов ООН, Совета Европы, Европейского союза и СБСЕ/ОБСЕ.
Авторами практически впервые делается попытка обобщить, осмыслить и преподнести читателю весь тот правовой опыт в области свободы совести, который накопило человечество. При этом правоведческий аспект дополнен теоретическими размышлениями, экскурсом в философию и историю свободы религии и убеждений. Современные правоведческие практики тем самым вписываются в более широкий – исторический и мировоззренческий – контекст и получают более глубокое звучание.
В то же время главное достоинство данного сборника оборачивается и главным его недостатком. Читателю предлагается научное издание и учебное пособие одновременно. Это действительно именно систематизация и классификация того, что есть. Описание действующих европейских норм и их философской подоплеки сопровождается рассказом о реализации данных норм на практике. Причем, как правило, многими авторами выбираются для обсуждения именно удачные примеры реализации прав. В то же время сборник лишен публицистичности – в том смысле, что конкретных ответов на злободневные болезненные вопросы он практически не содержит. На вопрос о том, где обществу искать выход из тупика религиозных конфликтов, если провозглашаемая конвенциями и упоминаемая всуе толерантность все чаще становится «нетолерантной», ответа пока нет.