Майкл Мюррей, Майкл Рей. Введение в философию религии. Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея. 2010. – 410 с.
Все, кто занимается философией религии, отмечают как сравнительную молодость этой дисциплины (первая работа под таким названием была опубликована в 1772 году), так и укорененность религиозной проблематики в самих истоках западной философской традиции. И сейчас, когда это направление стало самостоятельной дисциплиной, ее методы существенным образом зависят от основополагающих принципов того или иного направления философии. Так, значительная часть континентальных работ написана в рамках феноменологии религии или философской теологии. Англо-американская мысль по преимуществу развивает традиции аналитической философии. Именно к этой традиции принадлежит работа Майкла Мюррея и Майкла Рея «Введение в философию религии». Следование принципам аналитической философии определило основные методы исследования: «пояснение понятий» и «анализ правомерности высказываний». По отношению к религии это означает попытку ответить на вопрос об осмысленности религиозных высказываний, стремление прояснить точный смысл употребления основных понятий.
В центре внимания первой части работы находится понятие «Бог». Авторы показывают, что концептуальной основой монотеистического представления о Боге стало богословие совершенного существа. При этом не просто анализируются ключевые возвеличивающие атрибуты Бога (самосущностное существование, совершенное благо, Творец), но и демонстрируются существенные проблемы и затруднения, возникающие в связи с теми божественными атрибутами, которые предполагает данная концепция. Авторам важно показать дискуссионность этих характеристик, их зависимость от онтологии времени и представлений о человеческой свободе. Отдельной темой становятся те представления о природе Бога, которые характерны только для христианской традиции – триединство и воплощение.
Вторая часть посвящена соотношению веры и рациональности. Определение веры дается строго в рамках аналитического подхода: вера – это «способ отношения к высказыванию», то есть разновидность убеждения, при котором отсутствуют логические доказательства или непосредственные чувственные свидетельства. Подобное определение дает основания для попытки доказать, что в понятии веры нет ничего, исключающего возможность рационального основания или знания предметов веры. Более того, авторы приводят аргументы Алвина Плантинги, показывающего, что в некоторых отношениях атеизм еще более иррационален, чем теизм. Несомненно, существенным моментом в обсуждении рациональности религиозных верований является проблема доказательств существования Бога. Рей и Мюррей подробнейшим образом рассматривают как аргументы в пользу теизма (онтологическое, космологическое, телеологическое доказательства), так и доказательства того, что Бог не существует (доказательства от зла и от сокрытости).
В последней части работы авторы обращаются к связи религии с наукой и моралью. Предложены три типа взаимоотношений между религией и наукой: неотвратимый конфликт, независимость, конфликт потенциальный и неизбежный. Для отечественного читателя особенно важны разделы, в которых дан обзор отношений между наукой и религией в наше время. Если научные вызовы религии достаточно хорошо известны (например, у нас широко публикуются работы Чарльза Докинза), то попытки ряда западных ученых обосновать религию через науку не столь заметны в российском философском пространстве. Это прежде всего относится к так называемой «теории разумного замысла» (Intelligent Design), защитники которой утверждают, что факты из области биологии свидетельствуют о том, что жизнь возникла благодаря разумному замыслу. В книге изложение этой достаточно популярной в США теории сопровождается аргументированной критикой как теоретических, так и прикладных доказательств «разумного замысла»
Работа Майкла Рея и Майкла Мюррея позволяет увидеть все многообразие проблем современной философии религии, способ рассмотрения, избранный авторами, не дает окончательных ответов на вопросы, но призывает читателя к самостоятельному критическому мышлению.