0
1361
Газета Печатное дело Интернет-версия

16.02.2011 00:00:00

Близкая Азия

Тэги: россия, средняя азия, политика, ислам


россия, средняя азия, политика, ислам

Россия – Средняя Азия Т. 1: Политика и ислам в конце XVIII – начале XX вв. – М.: Ленанд, 2011. – 472 с.

Т. 2: Политика и ислам в ХХ – начале XXI вв. – М.: Ленанд, 2011. – 368 с.

В качестве пролога к обсуждению этой книги и поднятых в ней проблем стоит привести слова из доклада «Ислам в Туркестане» (1899 год) генерал-губернатора Сергея Духовского, уже тогда пытавшегося разобраться, что это за территория, которой он управляет от имени Российской империи: «Завоевав Туркестан, русские встретились здесь с совершенно обособленным, замкнутым миром, нравственный и общественный быт которого не имел ничего общего с теми же сторонами русской жизни» (т. 1, стр. 156). Взаимодействие этих двух непохожих «миров» в период нахождения Средней Азии в составе Российской империи и Советского Союза описано авторами книги – учеными из России и Узбекистана – с самой разной степенью приближения и в самых различных аспектах, включая, безусловно, религиозные.

В первом томе подробно рассмотрена ситуация в казахских кочевьях, в Бухарском, Хивинском и Кокандском ханствах накануне российского завоевания: ее пестрый этнический состав, правящие династии, возводившие генеалогию по разным линиям родства и к Пророку Мухаммеду, и к Чингисхану или Тамерлану, состояние исламских дел – от системы образования до деятельности суфийских братств. Одна из глав полностью посвящена попыткам Турции активизировать при поддержке западных держав «панисламистскую» и «пантюркистскую» деятельность в регионе против России в годы Крымской, Русско-турецкой и Первой мировой войн. Другая – завоеванию феодальных ханств и эмиратов и насаждению российских порядков в той их части, которая вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства, попыткам привлечь на свою сторону местное мусульманское духовенство. Однако в отличие от Поволжья, Кавказа и Крыма, где были созданы муфтияты, «к началу 1917 года никакого органа, как-то курировавшего духовную жизнь среднеазиатских мусульман в Туркестане, так реально и не появилось» (т. 1, стр. 133). В последующих главах освещена жизнь в регионе после российского завоевания, от джихадистских восстаний (Андижан, 1898 год) и волнений в период первой русской революции (1905–1907 годы) до формирования местной лояльной мусульманской элиты.

Второй, заметно более тощий по объему том, уже не производит впечатления такой же полноты охвата и цельности повествования об исторических событиях. Изложение «смято и разбито» на не стыкующиеся между собой части. Повествование о революции 1917 года в Средней Азии, минуя годы Гражданской войны, сразу переходит к истории советских республик, возникших в 1920-е годы на территории бывших Туркестанского генерал-губернаторства, Хивинского эмирата и Бухарского ханства. Далее, не упоминая изменение границ этих республик на национальные – узбекскую, таджикскую, киргизскую, туркменскую, – идет рассказ о попытках «скрещения» ислама и коммунизма в 1920-е годы, затем, пропуская антирелигиозные гонения 1930-х годов, уже идет речь о советском послевоенном исламе. Из этого периода, игнорируя идеологическую и вооруженную борьбу в Средней Азии в 1990-е годы, повествование резко перепрыгивает на идеологические течения ваххабитского подполья и проблемы толерантности.

Кроме того, первый том значительно превосходит том второй по качеству изложения. Например, создание Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) в 1943 году, равно как и прочих де-факто воссозданных тогда же муфтиятов, а также предыстория этого важнейшего для местного ислама события рассматриваются поверхностно и бегло. Вместо серьезного, как в первом томе, анализа событий упоминается лишь курьезный момент о «лозунгах, которые были вывешены во время Первого курултая, объявившего о создании САДУМ... лозунги были выписаны на красном кумаче... арабским шрифтом: «Да здравствует Сталин!», «Смерть немецко-фашистским гадам!», «Да здравствуют советские мусульмане!» (т. 2, стр. 195). Завершается издание кратким и официозно-осторожным очерком о современной религиозной жизни Узбекистана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1883
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3896
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2934
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2398

Другие новости