Иван Свиридов. Начала. Опыт прочтения четвертого Евангелия. (Серия «Читая Библию»). – М.: ББИ, 2010. – 368 с.
Свое предисловие к новой книге протоиерея Иоанна Свиридова Наталья Трауберг, не дожившая до ее выхода в свет, начала такими словами: «Все знают, что богословских книг слишком много. Знают и то, что, в сущности, они излишни. Святой Фома Аквинский сравнил свои труды с сеном и соломой. Урс фон Бальтазар спасался тем, что читал на лекциях по теологии что-нибудь другое. Примеров много; однако христиане упорно пишут о христианстве и жадно читают то, что о нем написано».
Русскоязычный читатель в России и за ее пределами находится, что называется, в мейнстриме мировой тенденции, когда на первый план выдвигаются работы либеральных авторов, начавших уже третье столетие поисков «исторического Иисуса», и их дотошных критиков из консервативного лагеря, стремящихся отстоять с научных позиций единство Иисуса истории и Христа веры. Так что имена Барта Эрмана, Маркуса Борга и Доминика Кроссана, с одной стороны, и Джеймса Данна, Николаса Райта и Крейга Эванса, с другой, теперь хорошо известны читающим по-русски. На этом фоне новая книга из серии «Читая Библию», выпускаемой Библейско-богословским институтом святого апостола Андрея, на первый взгляд выглядит несколько старомодно. Так, читателю сразу вспомнятся размышления «Над Евангелием» замечательного церковного автора конца XIX века епископа Михаила (Грибановского) (1856–1898) или «Евангельские образы» епископа Григория (Лебедева) (1878–1937). Тем не менее жанр размышлений над текстами Священного Писания сохраняет в христианском мире свою, выражаясь языком современной социологии, reference group (группу запроса).
Прежде всего необходимо отметить ярко выраженный богословский и, более того, вероучительный характер данного «Опыта прочтения» Евангелия от Иоанна. Читателю всякий раз дается понять, как из Писания черпается тот материал, который отцы Церкви «золотого века» святоотеческой письменности употребили на возведение двух столпов православия – триадологии (учение о Пресвятой Троице) и христологии (учение о соединении двух природ в лице Богочеловека Христа). Не случайно поэтому из всех отцов Церкви, коих автор упоминает начиная со святого Игнатия Антиохийского и заканчивая святым Григорием Великим (Двоесловом), он более всего цитирует святого Иоанна Златоуста, автора наиболее обстоятельного патристического комментария на четвертое Евангелие, написанного в период окончательного утверждения никейской ортодоксии. В свою очередь, из православных богословов XIX–ХХ веков, кои представлены в книге от святителя Иннокентия (Борисова) до архимандрита Софрония (Сахарова), чаще всего цитируется Сергий Булгаков, прежде всего на материале Евангелия от Иоанна строивший новое прочтение халкидонской христологии. Однако круг собеседников автора из давнего и недавнего прошлого значительно шире. Здесь и средневековые христианские мистики – Иоанн Скотт Эриугена, преподобный Симеон Новый Богослов, Иоахим Флорский, святой Фома Аквинский и Майстер Экхарт. Широко привлекаются автором исторический и филологический материалы, представленные в ученых комментариях ХХ века. Не гнушается автор обращаться и к нехристианским мыслителям, когда их идеи помогают вникнуть в суть сказанного в четвертом Евангелии, идет ли речь о знаменитом иудейском учителе Филоне Александрийском (ок. 20 до н.э. – ок. 50 н.э.) или же об одном из основателей современной либеральной философии сэре Исайе Берлине (1909–1997), размышления которого о свободе как моральной категории корреспондируются у Свиридова со словами Иисуса о познании истины, которое только одно способно сделать человека свободным (Ин 8:30-32).