Принято анализировать мировоззренческие основы религий, их влияние на духовное состояние социума. Однако религиозные объединения выражают и свое отношение к материальной, экономической жизни общества, что зафиксировано в социальных доктринах многих духовных традиций. В данном случае религиям есть что сказать современным бизнесменам.
Известно, что когда религия Христа делала первые шаги в истории и, естественно, среди христиан были купцы, популярен был призыв: «Покупайте у христиан, они не обманут». Правда, нередки случаи, когда представители религий, проповедуя принцип «Довольствуйся малым», берут на вооружение мирские формы и методы для умножения доходов. Именно за такую деятельность религиозные объединения подвергаются критике со стороны представителей общества и СМИ. Видимо, существует некая грань, которая препятствует широкому развитию экономической деятельности религиозных организаций. Переступая эту грань, та или иная религия, Церковь, организационная структура коммерциализируется.
Сергей Иваненко впервые в отечественной религиоведческой литературе издал обобщенный труд на эту щекотливую тему. Автор, учитывая многоконфессиональность, представленную в мире и в России, исследует отношения разных религий, их течений к бизнесу. Подробно анализируется взаимодействие с миром бизнеса Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, протестантских религиозных объединений. Говорится об особом подходе к разрешенному и запрещенному в бизнесе для мусульман, нормах, регулирующих бизнес в индуизме, нравственных основах иудейского отношения к предпринимательству. Автор обращает внимание на аспекты поведения в бизнесе и новых религиозных движений, в частности анализируются кодексы и принципы деловой деятельности Сайентологической Церкви и Общества сознания Кришны. Здесь следует заметить, что автор верен религиоведческой методологии, которая стремится быть основой для изучения всего многообразия религий.
Ценность труда Иваненко состоит еще и в том, что те источники воззрений, решений, определений представителей религий и конфессий он не только комментирует и анализирует, но и включает их в приложения. Из этих документов читатель узнает многие подробности предпринимательской деятельности различных религиозных объединений и обществ, связанных с ними. В них раскрываются некоторые особенности самих религиозных объединений: вероучительные, ритуальные характеристики и утвердившиеся традиции, связанные с трудовой деятельностью. Конечно, не все может быть приемлемо из представленного материала в современной России. Здесь существует свой духовный менталитет, основанный на православии. Однако в условиях развивающейся в России толерантности отнюдь не стоит отстраняться от знаний о предпринимательстве представителей других религий.
Самое главное – в книге рассказано о нравственном регулировании предпринимательства во многих традициях. По убеждению Иваненко, Священные Писания всех великих религий учат бизнесменов честности и человеколюбию, а нынешний мировой экономический кризис ускоряет и обостряет проблему извечного выбора между добром и злом, грехом и праведностью.
На презентации книги, которая состоялась 8 декабря 2010 года в Центральном доме журналистов, автор произнес знаковые слова: «Чем больше нравственности, в том числе и религиозной, в бизнесе, тем лучше для бизнеса и для всего общества. И чем меньше в религии коммерции, тем лучше для религии и для самих предпринимателей».