0
1146
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.12.2010 00:00:00

Православие в стране богдыханов

Тэги: китай, православие


китай, православие

Православие в Китае.– М.: ОВЦС, 2010. – 256 с.

Ни один из 1000 экземпляров этой книги не поступал в открытую продажу, и для чего ее печатали для Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, можно лишь предполагать. Может быть, для жестов вроде того, который сделал во время своего визита в КНР президент России Дмитрий Медведев. 27 сентября с.г. лидер нашей страны вручил один из экземпляров своему китайскому коллеге Ху Цзиньтао. Книга издана в «подарочном» формате – большого, неудобного для читателя размера, на плотной, с трудом листающейся негнущейся дорогой бумаге. Русский текст до последнего слова продублирован столбиками иероглифов.

Но это не просто подарок, а подарок с идеологическим подтекстом. Уже в предисловии к книге говорится о «многолетних настойчивых усилиях Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поиску новых форм содействия со стороны Русской Православной Церкви» с целью «расширения сотрудничества с китайскими религиозными, общественными, научными и государственными кругами Китайской Народной Республики» (стр. 13). Да, директор Института Дальнего Востока РАН академик Михаил Титаренко высказался именно так: «с китайскими кругами... Китайской Республики». Разве важна точность формулировок, если главное – настойчивое повторение идеологемы? Например, такой идеологемы: «Уже в конце XVII в. Православная Церковь стремилась вписаться в китайский государственный порядок и не конфликтовать с властями» (стр. 22). Якобы российская Духовная миссия в Пекине окормляла лишь живущих там русских, что «позволяло православным избегать конфликтов с властями, стоявшими на страже духовных устоев Китайской империи», в отличие от иезуитов, которые «убеждали китайцев принять новую для них христианскую религию и требовали отречения от суеверий, унаследованных от китайских предков» (стр. 42). Но ведь немногим ранее в книге процитирован приказ Петра I о том, чтобы проводить миссию к «исподволь в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения и прочих неверствиях закоснелых человек живущим», для этого предварительно изучив у китайцев их «суеверия» (стр. 26). Эта ангажированность достаточно негативно сказывается на отношении к книге, безусловно, имеющей ценность благодаря публикации огромного количества подробностей и факсимиле документов XVIII–XIX веков.

Другой недостаток книги – несоответствие названия и содержания. Если книга названа «Православие в Китае», почему рассказ начинается лишь с 1685 года? В том году в Пекин прибыли плененные в пограничной крепости Албазин русские казаки, превращенные богдыханами в свою стражу и в течение долгого времени остававшиеся наряду с представителями русского посольства единственной православной общиной в Китае. Но ведь православные люди проникали в Китай и много ранее. В эпоху монгольских завоеваний их заметное присутствие тут было зафиксировано и в письменных источниках. В «Сборнике материалов» персидского историка Рашид ад-Дина (начало XIV века) указано, что правивший в 1246–1248 годах Монгольской империей, включавшей в себя Северный Китай, хан Гуюк «пригласил к себе священников из Шама, Рума, Осов (Сирии, Византии и Осетии. – «НГР») и Руси». Посетивший в 1246 году ханскую столицу Каракорум доминиканский монах Плано Карпини неоднократно упоминал «русских клириков при дворе, пребывающих вместе с вышеназванным императором». Известный православный деятель, работавший в Пекинской миссии архимандрит Палладий (Кафаров) в XIX веке опубликовал ряд работ, где рассказывал о присутствии в то время в Пекине их возможных прихожан: «В ту пору появление русских в Пекине было следствием обычая монгольских ханов набирать в покоренных ими владениях дружины и включать их в свою пекинскую гвардию. Таким образом составились в Пекине полки: Кинчакский, Асу (из Асов) и Русский». Но в рецензируемой книге об этой важной странице истории православия в Китае нет даже намека!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1874
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3886
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2922
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2392

Другие новости