ДеЛонг-Ба Н. Дж. Реформы Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба и всемирный джихад. Пер. с англ. – М.: Ладомир, 2010. – 376 с.
Издательство «Ладомир» открывает новую серию «Исламский мир в лицах» книгой об одном из самых одиозных мусульманских мыслителей – основателе ваххабитского течения в современном исламе. Что и говорить, дерзкий замысел, тем более что в указанном сочинении делается попытка оправдать учение аравийского богослова, одно имя которого уже вызывает нехорошие ассоциации с той волной насилия, что накрыла мир на пороге XXI века. Как-никак наиболее одиозное сочинение Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба «Книга единобожия» внесено в список экстремистской литературы Минюстом России. Автор же рассматриваемого нами труда не только обильно цитирует формально запрещенные в нашей стране тексты, но и пытается сделать это в комплиментарном по отношению к основателю ваххабизма ключе.
Немного успокаивает то, что книга выпущена под эгидой Института востоковедения РАН и снабжена отрезвляющим предисловием директора указанного научного учреждения Виталия Наумкина. Упреждая возможные недоразумения, автор предисловия отмечает, что в рассуждениях американской исследовательницы «сквозят нотки несколько наивного романтизма». Наивность и романтизм были бы простительны, если бы речь не шла о последователях самого кровожадного движения, объявившего войну во имя торжества религиозного фанатизма всем и вся в этом мире. Оригинальное название книги точнее перевести так: «Ваххабитский ислам от возрождения и реформ до глобального джихада». В этом вся суть принципиального противопоставления, которое делает американка, – сам аль-Ваххаб «возродил» чистоту ислама, а призывы к насилию – это извращение современных идеологов и деятелей террора, только по недоразумению причисленных к истинным ваххабитам.
Натана ДеЛонг-Ба изо всех сил пытается доказать, что представления о распространении правоверия у аль-Ваххаба и современных экстремистов радикально различаются. Богослов XVIII века говорит о преимуществах мирной проповеди, а священную войну признает только в случае необходимости локальной защиты той или иной мусульманской общины. Бен Ладен и другие современные апологеты террора, наоборот, выступают за тотальную войну со всем немусульманским миром ради насильственного принуждения человечества к принятию ислама. Аль-Ваххаб за мирное и взаимовыгодное сосуществование с иудеями и христианами, радикалы нашего времени убеждены во всемирном заговоре «сионистов и крестоносцев» против ислама.
Но где же идеологические корни нынешнего исламского терроризма, если не во взглядах аравийского проповедника чистого ислама? ДеЛонг-Ба обнаруживает их как в средневековой традиции, так и в радикальной мысли середины XX века. По мнению американки, на систему взглядов бен Ладена и «Аль-Каиды» в гораздо большей степени повлиял сирийский богослов XIII века Ибн Таймийя, разделивший мир на «земли ислама» и «земли неверия», между которыми возможно только противостояние. Эти идеи дошли до современных джихадистов в адаптированном виде через сочинения основателя «Братьев-мусульман» египтянина Сейида Кутба, всю жизнь боровшегося с «сионистско-христианским заговором» и правительством собственной страны.
Однако Натана ДеЛонг-Ба не может отрицать того заряда непримиримости, который присущ учению аль-Ваххаба о чистом единобожии. В книге он представлен чуть ли не первым в истории приверженцем прав человека, прежде всего женщин. Целый раздел монографии носит странное название «Женщины и ваххабиты: в защиту прав женщин». Но разве не аравийский «правозащитник» боролся с «недозволенными новшествами», выкорчевывал священные рощи, разрушал суфийские надгробия, обличал шиитов и призывал строго карать нарушивших строгие предписания ислама в области секса? С особым рвением аль-Ваххаб призывал уничтожать колдунов и ворожей – и вот в секторе Газы совсем недавно растерзали женщину за «колдовство». Исламская утопия – по аль-Ваххабу – в действии! Пусть на самом богослове не лежит очень уж тяжкая – хотя и тут можно поспорить – вина за личные проявления нетерпимости, но заряд радикального отношения к иному мнению и многовековой культурной традиции, наслоившейся на ислам, он дал многим поколениям своих последователей. Тому есть европейская аналогия. Пусть некоторые германские философы и поэты не запачкали своих рук в крови, но их все равно считают идейными вдохновителями Освенцима.
Почему же американская исследовательница взялась разбирать труды основателя ваххабизма с целью его реабилитации? Ответ можно найти в происхождении самой Натаны ДеЛонг-Ба: она родилась в семье протестантских пасторов, судя по всему, фундаменталистской ориентации. Отсюда симпатии к неистовому ригоризму ее мусульманского героя, приверженности его букве Священного Писания, пусть и не христианского. Такая аналогия проводится в самом тексте книги (с. 22). Кроме того, английский оригинал увидел свет в 2004 году, то есть еще при президентстве Джорджа Буша-младшего, чья семья тесно связана деловыми интересами с саудовской монархией. Стремление показать якобы непреодолимую пропасть между классическим ваххабизмом, который исповедуют жители и элита королевства, и идеологией бен Ладена могло стать основополагающей причиной для написания этой книги. Тем самым американцев призывали не бояться контактов правящих кланов США с Саудовской Аравией. Русское издание книги может преследовать ту же цель, но уже в отношении российско-аравийского сближения.