Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
Учебник «Основ исламской культуры» в рамках федерального школьного курса «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), выпущенный тиражом 36 тыс. экземпляров, пожалуй, один из самых интересных для рецензирования в этой серии. Что говорит он детям об исламе – религии, постоянно обсуждаемой в наши дни в СМИ и в обществе в связи с проблемой терроризма? Как видит и насколько точно излагает роль ислама и исламской культуры в мировой истории и в истории России, среди прочих культур?
Как известно, в Коране можно найти и миролюбивые, и воинственные фрагменты. Какие из них подобраны для учебника?
Например, не секрет, что проблемы джихада и определения язычества в современном мире весьма важна для мусульман. Авторы учебника излагают эти темы, подбирая наиболее мягкие выражения. Язычники – это, на примере доисламских арабов, люди, которые «поклонялись разным божествам и почитали идолов в виде камней, скал, деревьев, животных и звезд» (стр. 7, также стр. 14). Аналогии с современными иноверцами, но монотеистами – христианами и иудеями – у читателя не возникнет┘ Тем более что авторы пособия подчеркивают: «Мусульмане с уважением относятся к тем людям, которые верят в другие Божественные Писания и по указанию Аллаха называют их «людьми Писания» (стр. 30). Не возникнет и отторжения живущих рядом атеистов – ибо они идолам и мелким божествам не поклоняются. А буддисты с их многочисленным пантеоном богов и богинь? Как отнесется школьник-мусульманин к однокласснику, видя в его учебнике картинки с изображениями буддийских божеств? Не соотнесет ли он его с «язычниками, которые поклоняются рукотворным идолам» (стр. 27)? Об этом авторы не подумали, и эта лакуна потенциально опасна...
Авторы пишут: «Ислам призывает к миру и согласию между людьми. Не должно быть вражды между народами, должны быть совместные дела на благо всех» (стр. 31). Модель взаимоотношений мусульман с иноверцами показана на примере жизни Мухаммада и его сторонников в Медине: «Мусульмане и иудеи решили, что будут поддерживать между собой добрые отношения» (стр. 19). Также сказано, что «некоторым мусульманам пришлось покинуть родные края. Они перебрались в африканскую страну Эфиопию, где их радушно принял правитель-христианин» (стр. 15).
Та же модель проецируется и на средневековую историю России: «В Золотой Орде┘ мирно уживались ислам и православие» (стр. 52). Про походы ханов на русские земли, а ушкуйников – на поволжские города, про взятие Иваном Грозным Казани в 1552 году и сожжение Москвы крымскими татарами двадцатью годами позже авторы не поминают, и, в общем-то, это даже к лучшему┘
О джихаде (войне за веру) не сказано вообще ничего – авторы явно решили обойти этот опасный момент стороной. Вообще о создании Халифата, о захвате иноверческих стран, в том числе христианских – Испании и значительной части Византии, сказано обтекаемо и кратко: «Арабы совершили несколько крупных завоевательных походов. Под их властью оказались огромные территории» (стр. 21). Насколько такая «фигура умолчания» уместна в данном случае – сказать трудно. При этом авторы подробно описали взятие мусульманами Мекки: «В 630 году войско мусульман во главе с Мухаммадом выступило в поход на Мекку. «Не убивайте детей, женщин, стариков, не разрушайте постройки» – так напутствовал Мухаммад своих воинов перед походом. Однако кровопролития вообще не произошло. Город┘ сдался без боя» (стр. 20). Может создаться впечатление, что и прочие походы тоже проходили «бескровно», что неверно. Но хотя бы даны напутствия Пророка не убивать мирных жителей – в наши дни это более чем актуально.
Зато учебник явно акцентирует внимание на патриотизме: «Среди защитников России всегда были и мусульмане. Примером может служить Отечественная война 1812 года, когда на нашу страну напал французский император Наполеон. В рядах российской армии сражалось немало мусульман. Враг был разбит. В поверженный Париж первыми ворвались башкирские всадники». Это повторилось и «в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Страшный враг – немецкие фашисты – хотел уничтожить нашу Родину. Весь народ встал на защиту Родины, героические подвиги совершали и мусульмане. Одним из героев был дагестанец Абдулхаким Исмаилов, водрузивший вместе со своими товарищами Знамя Победы над рейхстагом» (стр. 55).
Наконец, не обойдена стороной и социальная тематика (весьма актуальная на Кавказе, где безработица и бедность, с одной стороны, и коррупция, с другой, служат питательной почвой для развития экстремизма). Но, опять же, максимально мягко и неконфликтно – Пророк, мол, осуждал: «Мухаммад часто задумывался над тем, как устроен мир, каким должен быть человек в этом мире. Ему не давало покоя то, что в жизни было много несправедливости и обмана. Неравенство среди людей приводило к тому, что одни владели всем, а другим доставались жалкие крохи» (стр. 12). Однако, как сказано далее, «все беды и несчастья людей – это плата за их грехи и преступления» (стр. 27). Сказано весьма умиротворяюще и благочестиво, но по отношению к нашему миру не всегда справедливо.
В целом же учебник написан весьма добротно и достоверно. Можно, конечно, найти в нем кое-какие «искажения» в пользу ислама. Например, уже изрядно набившие оскомину слова о том, что «в настоящее время в Российской Федерации┘ более 20 миллионов человек исповедуют ислам» (стр. 53). Тогда как речь идет о народах, традиционной религией которых является ислам, но далеко не всех представителей которых сегодня можно назватья верующими. Иноверцы вряд ли согласятся с тем, что появление Пророка Мухаммада «было предсказано в древних Писаниях иудеев и христиан» (стр. 9–10, также стр. 30–31). Но в целом учебник вызывает самое положительное впечатление.