0
1297
Газета Печатное дело Интернет-версия

19.05.2010 00:00:00

Нетленные ламы и жизнерадостные патриархи

Тэги: буддизм, иудаизм, религии


буддизм, иудаизм, религии

Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

Основы буддийской и иудейской культур оказались в арьергарде предпочтений четвероклассников и их родителей. Тиражи этих пособий отражают невысокую популярность модулей: 13,5 и 12 тыс. экз. соответственно. И это несмотря на то, что эксперимент проходит в одной буддийской республике (Калмыкия) и в регионе, который можно назвать иудейским с очень большой натяжкой, – Еврейской автономной области. Не исключено, что, если бы уроки религии проходили в московских или питерских школах, книга об иудаизме не замыкала бы список экспериментальных пособий.

Тем не менее тысячам детей из буддийских и еврейских семей удастся узнать об основах своих религий из книг, ставших результатом совместных усилий представителей религиозных организаций и специалистов главного в стране издательства учебной литературы. Это балансирование на грани древней мифологии и требований современной методической науки дает о себе знать – как в отношении достоинств, так и недостатков пособий.

Украшением книг служат многочисленные буддийские и хасидские притчи, а также сказания из Талмуда. А вот иллюстрации – в основе своей разнообразные и красочные – грешат малыми размерами и не идеальным качеством полиграфии. Поди узнай из старинной гравюры, где Авраам, а где приносимый в жертву Ицхак, если картинка смазана! Кстати, в пособии по иудаизму ученик встретит не только знакомые из христианской Библии имена персонажей, но прежде всего их исконный, еврейский вариант произношения. В этом тоже проявляются нацеленность на религиозную принадлежность учеников и попытка ввести их помимо общекультурного еще и в узкоконфессиональный контекст.

Но есть в содержании пособий и такое, что учащимся и педагогам будет непросто понять и принять. «Младшим подросткам» (так в педагогической литературе характеризуется возраст четвероклассников) предстоит узнать из «Основ буддизма», что «мир полон страданий». Жизнерадостным ребятам рассказывают, что «рождение – страдание, старость – страдание» и «даже самые счастливые моменты жизни, когда заканчиваются, становятся причиной страданий оттого, что они закончились». В другом месте сказано, что с каждым поколением срок жизни людей сокращается и избавление придет, когда предельный возраст будет составлять 10 лет. Напомним, что в четвертых классах учатся дети именно десятилетнего возраста. Не станет ли истинным избавлением от таких пугающих тем звонок с урока?

А вот для авторов учебника по основам иудаизма самой щекотливой темой стал обряд обрезания мальчиков. На одной из страниц пособия даже представлены профессиональные орудия для совершения этого пикантного обряда. Возможно, мальчиков из национальных еврейских школ подобными иллюстрациями не испугаешь, но для учеников светских школ они могут стать неприятной неожиданностью. Кстати, иногда маленький размер картинок даже спасает от негативных впечатлений. Может быть, и хорошо, что на иллюстрации в пособии по буддизму невозможно разглядеть нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, извлеченное из могилы и демонстрирующееся в Иволгинском дацане в Бурятии.

Вообще есть в пособиях достаточно много такого, что расходится с современными нормами цивилизованной жизни. Например, еврейские патриархи с их многочисленными женами и плодовитыми рабынями. Или простодушные слова о том, что буддисту без совета с ламой-астрологом не следует начинать важные дела. Подобные рудименты былых времен еще нуждаются в разъяснениях, которые предстоит делать педагогам уже непосредственно на уроках. К гадалке не ходи – дети обязательно забросают учителя вопросами.

Важным аргументом в пользу курса основ религий была его роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Однако моральные императивы в тексте самих учебников входят в противоречия с примерами из священных Писаний. В пособии по иудаизму говорится, что «родителям строго запрещается оказывать предпочтение одному из своих детей». Поверят ли ребята в эти слова о чадолюбии в еврейской семье, если раньше они прочитали о том, как праматерь Ривка помогла своему любимцу Яакову обманом получить первородство у Эйсава, хотя оба были ее сыновьями? Ученики, изучающие буддизм, в свою очередь, узнают, что по закону кармы дети, вопреки общепринятому убеждению, должны страдать из-за «неправильных действий родителей и других предков».

Как бы то ни было, не стоит забывать, что курс – экспериментальный. Трудно передать ощущения человека, чье воспитание проходило в советской школе, листающего учебники различных вероучений, изданных «Просвещением». Но со временем начинаешь понимать, что и в новом можно найти не так давно забытое. Особенно когда пролистываешь последнюю страницу каждого из этих учебников и видишь одни и те же до боли знакомые строки:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем

букваре┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
827
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
771
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
533
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
430

Другие новости