0
1793
Газета Печатное дело Интернет-версия

19.05.2010 00:00:00

Основы православной субкультуры

Тэги: пособие, православие, культура


пособие, православие, культура

Кураев А.В. Основы православной культуры. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

Пособие «Основы православной культуры» для 4–5-х классов – далеко не лучшая книга протодиакона Андрея Кураева, автора талантливого, яркого и самобытного, не чуждого интеллектуальной смелости.

В этом лишь отчасти вина самого Кураева. Ему пришлось готовить книгу в спешке. Она стала жертвой многолетних дискуссий о том, чем будет или должно быть православие в школе – культурологией для пытливых отроков или катехизацией православных детей. В итоге получился салат из культурологии, ликбеза и катехизиса, густо заправленный морализаторством.

Кураев дает очень хорошее определение термина «культура» – это «то, что человек меняет в мире своим трудом». Автор образован, он понимает культуру системно, и логика учебника выстроена исходя из этого понимания. Другое дело, что у десятилетнего ребенка совершенно иная познавательная логика. Его интересуют тысячи мелочей, которые ученому-богослову кажутся вторичными и третичными. Например, почему у священника борода? Что кладут в кадило? Когда звонят в колокол? Ребенку нужно показать как можно больше икон, а не говорить с ним о свете, гармонии или обратной перспективе в русской иконописи.

Ребенка увлекает рассказ. Христианство богато историями – библейскими, житийными. Однако «Основы православной культуры» учат детей ортодоксии, и поэтому система «верной интерпретации» подминает под себя истории, лишает их нарративной яркости. Если Евангелие, то концептуально «распиленное». Если «Отче наш», то с подробным построчным анализом. Если чудо – так сразу к сути, без образов, удивления, восторга. Выбор автора понятен. Но результат этого выбора повергает в тоску. Учебник становится просто скучным.

Могла ли книга о православии для 4–5-х классов обойтись без догмата о Троице, который «нельзя понять» и который «не подчиняется законам арифметики»? Книга, призванная быть интересной детям, могла бы. А вот книга, призванная отразить сложившуюся систему, – никак.

К чести Андрея Кураева, он ищет (это видно!) язык, на котором можно разговаривать с детьми. Но ощущения диалога, встречи двух сознаний, двух логик при чтении пособия, увы, не возникает. Скорее автор имитирует такой диалог, беседуя с воображаемыми детьми. Или же представляет ребенком самого себя и пишет книгу для себя же – профессора, решившего сыграть в детство.

Читая учебник, натыкаешься на подводные – даже не камни, а мины. Например, на такое задание: «Попросите родителей, других взрослых рассказать вам о православии. Вместе подумайте над вопросом: «Что значит быть православным человеком?» Автор как будто игнорирует то обстоятельство, что зачастую сами «православные взрослые» по-прежнему нуждаются в обучении и катехизации и на детей они способны вылить целый ушат суеверий, предрассудков и заблуждений. Что в таком случае делать учителю? Ставить под сомнение авторитет родителей в глазах ребенка?

Впрочем, все вышеупомянутые недостатки – это полбеды, если не четверть беды. В конце концов для того и предусмотрен экспериментальный режим, в котором два года будет пребывать новый предмет, чтобы обнаружить болевые точки собственного метода. Настоящая беда наступает, когда автору отказывают чувство меры, фантазия и вкус. К сожалению, на страницах учебника Андрея Кураева такое нет-нет да и случается.

Речь не о критическом анализе песенки крокодила Гены (стр. 38). Речь о брутальности некоторых образов и примеров. В учебнике подробно описывается «технология» распятия (стр. 26). Объясняя, что такое раскаяние, автор рассказывает о том, как мальчик разбил мячом стекло, а осколки попали в лицо спавшему у окна ребенку (стр. 39). Урок 28 просто превращается в криминальную хронику: мальчик Женя спасает сестренку от насильника, а маньяк наносит ему восемь ударов ножом в спину (стр. 88). Самое печальное, что все эти шокирующие детали не кажутся здесь инородными вкраплениями. Тональность учебника как будто чревата ими, и в процессе редактирования с этим что-то нужно было делать.

Споря о религии в школе, православная общественность настаивала на том, что православие – российский культурный мейнстрим. Стоит сказать, что для учебника Андрея Кураева эта идея не стала «генеральной линией». Хотел того автор или нет, но православие в его книге представлено как респектабельная субкультура. Каковым оно, собственно, и является в сложной, лишенной центра и стержня культурной жизни современной России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
516
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
609
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
528
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
590

Другие новости