Кирьянов Д.В. Томистская философия XX века. – СПб.: Алетейя, 2009. – 168 с.
Монография сотрудника кафедры теологии Сургутского университета, священника Дмитрия Кирьянова, посвященная вопросу томистской философии XX века, вышла в серии «Богословская и церковно-историческая библиотека» издательства «Алетейя» в 2009 году. Ранее автор опубликовал уже две работы по этой теме: «Возрождение томизма в конце XIX – начале XX века: историографический обзор» (2003) и «Проблемы метафизики в философии американского неотомизма» (2006). Кирьянов в своей монографии ставит цель рассмотреть основные течения, существующие в томистской философии XX века, и проанализировать томизм в контексте взаимодействия с посткартезианской философией и современным научным знанием. Попытка автора подробно рассмотреть неотомизм интересна тем, что в отечественной литературе, как отмечает сам Кирьянов, «до сих пор остаются неизученными ключевые аспекты развития томистской метафизики в XX веке, ее базовые понятия и логика сопряжений этих понятий». Обширный список библиографии, превышающий 250 наименований, говорит о том, что автор подошел к написанию монографии со всей серьезностью.
Как известно, учение святого Фомы Аквинского, или томизм, является основной философской доктриной Католической Церкви. Однако в течение долгого времени, начиная с Реформации XVI века, оно было предано забвению. Когда после войн с Наполеоном Католическая Церковь стала восстанавливать систему духовного образования, об Аквинате никто не вспомнил, и посткартезианская философия стала опорой Западной Церкви вплоть до XIX века. Возрождение философской мысли Аквината началось благодаря Папе Льву XIII и изданной им энциклике «Aeterni Patris» (1879), которая и провозгласила философию святого Фомы столпом Католической Церкви. С конца XIX века Святой Престол рекомендовал учение великого схоласта как лекарство от всех болезней, что не всегда приносило результат. Кирьянов отмечает: «Критика томизма в XX веке показала, что невозможно опираться на философию Аквината для решения всех проблем современности».
В своей книге автор подробно рассматривает не только процесс возрождения томизма в XIX – начале XX века, но и два крупных течения внутри этого учения: трансцендентальный и экзистенциальный томизм, представленные такими философами, как Пьер Руссло, Жозеф Марешаль, Бернард Лонерган, Карл Ранер, Этьен Анри Жильсон и Жак Маритен. Трансцендентальный томизм, который в итоге далеко отошел от учения Аквината, оказался единственным философским направлением, вступившим в диалог с посткартезианской философией. Другая ветвь томизма – экзистенциальный томизм – напротив, полемизировала с мыслью посткартезианцев и выступала против разделения философии и христианства. Автор кропотоливо исследовал труды вышеупомянутых философов, о чем свидетельствуют многочисленные сноски и обилие цитат. В своей монографии Кирьянов обращает внимание и на историю возникновения в католическом богословии концепции доктринального плюрализма, который после II Ватиканского Собора стал опорой Церкви в экуменической деятельности. В книге автор также рассказывает о взаимодействии томизма с современным научным знанием, что представляет особый интерес в контексте применения философии Фомы Аквинского к реалиям XX–XXI веков.