Родионов Владимир. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! - М.: Яуза-Пресс, 2010. – 384 с.
Истоки «арийского мифа», религиозная доктрина и политика нацистов – это остается интересным как широкой публике, так и узким специалистам с начала 90-х, когда эти темы стало возможно открыто обсуждать. К сожалению, популярная литература мало продвинулась с тех пор, по сей день воспроизводя основные концепции переводных книг Луи Павеля и Жака Бержье «Утро магов» (1959, первый русский перевод 1991) и Гудрика-Кларка «Оккультные корни нацизма» (1985, русский перевод 1995).
Тем интересней выход в декабре 2009 года в издательстве «Яуза» книги Владимира Родионова «Расовые мифы нацизма». Книга написана серьезно и основательно (список цитируемой литературы насчитывает более 200 изданий, в том числе много новейших западных исследований). Автор, как следует из его предисловия, поставил цель разобрать содержание и генезис идеологии национал-социализма, основными «идеологическими блоками» которой он называет «миф крови», «миф расы», «миф национальной религии», «миф народного организма» и «миф общества счастья». Книга в соответствии с этим разбита на 5 глав, начинающихся с разбора первоисточников (речи и книги нацистских лидеров и теоретиков, расовые законы, характерные образцы учебно-пропагандистских материалов) и переходящих далее на проверку этого «на соответствие фактам истории».
Весьма значительный объем в книге занимает обзор истории древних цивилизаций – Древнего Египта, Индии, Ирана и Греции, от которых автор через подробный разбор уже собственно расистских концепций переходит к истории ХХ века, к реалиям нацистской Германии 30-х и 40-х годов, к «расовым законам», «расовой гигиене», эвтаназии, попытке создания элиты «расово полноценных» сверхчеловеков в черном ордене СС┘
Для нас особенно интересен разбор Родионовым религиозной составляющей нацизма. Это, во-первых, подробный анализ гимнов «Ригвед» и философских книг «Махабхараты» на предмет вопроса о связи цветовой гаммы древнейших каст (варн) с цветом кожи. Ведь к древнему наследию Индии при разработке своей идеологической концепции активно обращалось руководство СС, по приказу Гиммлера готовились конференции индологов и переводы древних трактатов┘
Во-вторых, это анализ взаимоотношения нацизма и христианства, которому посвящена третья глава книги. Автор использовал основные работы по данной теме отечественных исследователей – «Крест и свастику» Михаила Шкаровского и «Церковь и Третий рейх» Людмилы Бровко (которая в виде монографии вышла одновременно с книгой Родионова и была им использована лишь в виде предварительных публикаций). Привлечен и широкий спектр документальных источников – это и документы Нюрнбергского трибунала, и свидетельств осужденных священнослужителей, и дневники Геббельса.
Теорию «оккультных сил рейха», ставшую неактуальной после выхода книги Андрея Васильченко «Ананербе» без мифов и тайн» (2005), автор уже не разбирает, сосредоточив внимание на разборе мифа о «христианских корнях нацизма». Известность он получил после выхода в 2003 году на Западе книги Ричарда Стейгманна-Галла «Святой Рейх», в отечественной литературе его развивает Дмитрий Жуков, чья книга «Оккультизм в Третьем рейхе» вышла в том же «Эксмо» в 2006 году и в 2009 году была переиздана под новым названием «Оккультный рейх: Главный миф ХХ века».
Родионов скрупулезно отслеживает и выстраивает в последовательную цепочку фактов, хронологию и масштабы гонений на Церковь в рейхе в 1930-е и 1940-е годы (вплоть до запрета печати Библии и выноса из школ распятий в начале 1941 года) и подготовки нацистов к «окончательному решению проблемы Церкви» после ожидаемой победы на восточном фронте. Также рассмотрены варианты собственно «нацистской религии» – «арийского язычества» и «арийского христианства». С первым проектом были связаны партийный теоретик НСДАП Альфред Розенберг и глава расового отдела СС Вальтер Дарре, со вторым – пронацистское движение «немецких христиан» и имперский министр по делам вероисповеданий Ганс Керль. Указав на отказ в 1938–1939 годах руководства рейха от реализации этих двух проектов и падения влияния их лидеров, Родионов пишет о третьем, альтернативном им религиозном проекте – о присвоении статуса государственной религии (с культом «павших героев») самому национал-социализму. Гитлер в нем приобретал уже статус «божественного вождя», аналогичный «божественному Августу» в Риме первых веков н.э. Предположение неожиданное, но автор достаточно убедительно аргументирует его как на основе живых свидетельств того времени, так и сохранившимися «молитвами фюреру» и фотографиями «алтарей Гитлеру» в Гитлерюгенде и СС┘