0
2323
Газета Печатное дело Интернет-версия

20.01.2010 00:00:00

Особая вера самостийных казаков

Тэги: церковь, казачество


церковь, казачество

Шкваров А.Г. Русская церковь и казачество в эпоху Петра I. Хельсинки: RME Group Oy. - СПб.: Алетейя, 2009. – 112 с.

Новая книга петербургского историка Алексея Шкварова, работающего в университете Хельсинки, вышла в 2009 году в финском издательстве RME Group Oy и питерском «Алетейя» и посвящена религиозной стороне жизни казачества вплоть до эпохи Петра Великого. Затронута Шкваровым и допетровская эпоха истории казачества, в том числе отдельной главой – раскол. Известно, что, несмотря на все усилия правительства, в казачьих войсках «старый обряд» удержался вплоть до самой революции – еще в 1916 году 46% донских, 60% терских и 96% уральских казаков были старообрядцами. Известно также и то, что еще в начале XVIII века на Тереке и на Дону практически отсутствовала церковная организация, а богослужение совершали свои, «выборные попы». Наконец, известны и заметные отличия веры на Дону от центральной России (например, рассказы о том, как Степан Разин венчал молодых «вокруг ракитова куста»). Так что взятая Шкваровым тема чрезвычайно интересна – и не менее интересно, как он решил взятую на себя задачу.

По используемой автором литературе хорошо заметно, что доминируют в качестве основных источников сведений и концепций следующие книги – «История казаков» Е.П.Савельева (Ростов-на-Дону, 1913–1918), «Россия и Дон» С.Г.Сватикова (Белград, 1924), «История казачества» С.Ф.Быкадорова (Прага, 1930). Две последние вышли в эмиграции, причем Быкадоров хорошо известен как один из идеологов казачьего «самостийничества», выступавшего за отделение Дона от России и пытавшегося для этого обосновать особое происхождение казаков. В 1918–1919 годах он был товарищем председателя Войска Донского, превращенного атаманом Красновым в самостоятельное «мини-государство». В этом возникшем в годы Гражданской войны «казачьем государстве» на Дону статус официальной истории получили опубликованные в 1900–1910-е годы работы донского историка Евграфа Савельева.

Примечательно, что еще до революции Евграф Савельев и другой донской литератор Никандр Чесноков были в 1912 году арестованы за издание «Донского литературного сборника» (с заметным «самостийным» подтекстом) и около года провели в тюрьме. С книгами донских историков-«самостийников» Савельева и Быкадорова книгу Сватикова сближает то, что автор ее также был родом с Дона и, даже придерживаясь лево-либеральных убеждений, пытался найти в истории казачества образцы «демократического правления», не совпадающего с московским «деспотизмом».

Савельев вел происхождение казаков от древних скифо-сарматских и синдо-меотских племен Приазовья, от древних «арийских» племен. Писал он и о вкладе в формирование казачества «вольнолюбивых» новгородцев, бежавших на Дон от подчинения Москве в XV веке (впрочем, и самих новгородцев Савельев тоже считал не славянами, а «арийцами», некогда ушедшими на север, а теперь вновь вернувшимися на берега «тихого Дона»).

Сам Шкваров уже в начале своей книги пишет, что «казачество обладает собственной идентичностью, которая прежде всего выражается в национальной идее, объявляющей казаков отдельным народом, нацией» (с. 5), «в XVI–XVII веках Донское Войско представляло собой военно-демократическую республику, имеющую свою территорию, свой народ, свои законы, свою веру и свою власть» (с. 22), «чьи связи с Россией строились на дипломатическом уровне» (с. 6). Далее Шкваров пишет об их особой вере: «Влияние новгородской культуры, в том числе религиозной, на казаков, по мнению историков казачества Быкадорова и Савельева, оказалось чрезвычайным. На Востоке через полстолетия после гибели республик (Новгородской, Псковской, Вятской) образовался особый мир, противоположный московскому, но родственный новгородскому» (с. 22). Особая новгородско-казачья вера видится ему как «некий синтез язычества и православия» (с. 22). В подтверждение этого он приводит слова Савельева (ничем, кстати, не подтвержденные) о старых церквах на Дону – у них «архитектура языческих капищ, близко напоминающая древнеперсидскую» (с. 23–24). У Савельева это вполне логично укладывалось в общую концепцию происхождения новгородцев и казаков от древних «арийцев», родственных персам. Но что хочет доказать этим Шкваров – ведь он-то считает (как и вся современная наука) новгородцев славянами? Да и отдельные пережитки бытового язычества на Дону, вроде того же венчания вокруг дерева, совсем не обязательно выводить из Новгорода – подобные обычаи существовали еще в XIX веке и в Витебской губернии, и в ряде других регионов, не имеющих никакой связи с Новгородом.

Повторение ряда старых и недоказанных концепций в значительной степени снижает доверие к книге, равно как и повторение старых ошибок (упомянутых в летописи от 1444 года «рязанских казаков» Шкваров вслед за историками XIX века считает донцами, тогда как это были городовые служилые казаки) и игнорирование новейших работ по истории Дона (даже не упомянута вышедшая в 1987 году книга А.А.Шенникова «Червленый Яр», посвященная происхождению донцов и гребенцев). Хотя, надо отдать автору должное, по более поздней политической истории казачества XVII–XVIII веков им приведено много интересных данных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1756
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3723
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2777
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2267

Другие новости