Слесарев А.В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). – М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья, 2009. – 562 с.
В последние несколько лет после некоторого затишья стали появляться публикации о расколах, но монографические исследования пока еще являются редкими. В 2002 году издана в свое время нашумевшая книга Владимира Мосса «Православная Церковь на перепутье (1917–1999)». Александром Одноралом была опубликована небольшая книга «История церковных разделений. Россия – ХХ век» (2003). Вышла книга Алексея Беглова «В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР» (2008). Совсем недавно опубликована монография Анатолия Погасия «Церковные расколы в российском православии XIV – начала ХХ веков» (2009). Наконец, около месяца назад в продаже появилась книга преподавателя Минской духовной семинарии, кандидата богословия Александра Слесарева «Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008)»
Представители официальной Церкви и богословской науки редко публикуют статьи и книги о существовавших и ныне существующих расколах. Труд Слесарева, пожалуй, третье подобное исследование за последние десятилетия – после книги митрополита Иоанна (Снычева) «Церковные расколы в Русской Церкви» (1997), в которой он анализировал расколы в России довоенного времени. Следует назвать также докторскую диссертацию митрополита Димитриадского Христодула (Параскеваидиса) (покойного архиепископа Афинского, главы Элладской Православной Церкви) «Историческое и каноническое рассмотрение старостильнического вопроса в его зарождении и развитии в Греции», в которой история старостильного раскола доводится до рубежа 1970–1980 годов.
Раньше церковные авторы обращали основное внимание на изучение сектантства, изучение расколов входило в сектоведческую проблематику. В настоящее время церковный исследователь из Минска вполне справедливо ратует за выделение отрасли знания, которая еще до 1917 года именовалась «расколоведением» (см. «НГР» № 19 от 11.11.09).
Автор монографии – один из молодых представителей церковно-исторической науки, около 10 лет целеустремленно изучает историю РПЦ и в то же время глубоко исследует один из крупных расколов в православии – старостильное движение. По своей значимости и распространенности этот раскол занимает, пожалуй, второе место после старообрядческого. Очагом этого движения стала Греция – именно здесь появились первые старостильные приходы. В книге описана как история, так и современное положение движения старостильников, а также описана география распространения раскола. Хотя раскол возник в Греции, церкви, общины и другие структуры старостильников сегодня находятся на канонических территориях 13 поместных Православных Церквей, в том числе и в России – на канонической территории РПЦ.
Описание истории раскола автор предваряет главами, где дается каноническо-догматическое объяснение календарной проблемы. Она существовала уже в раннем христианстве, подходы к ее решению стали различными на Востоке и на Западе. Основное содержание книги посвящено вопросам происхождения раскола, появления в нем направлений и юрисдикционных делений, а также его сущности и идеологическим особенностям. Автор внимательно исследовал документы и публикации не только на русском языке, но и на иностранных: греческом, английском, польском и других. В целом можно охарактеризовать представленное издание как труд глубоко богословский и при этом вполне научный.
За 85-летнюю историю старостильного движения в нем произошло очень много изменений, юрисдикции появлялись, исчезали, некоторые вновь возрождались. Эти юрисдикции были очень подвижны географически и характеризовались сложными отношениями друг с другом. Эти хитросплетения автором глубоко изучены. Впервые в одной монографии дан исчерпывающий перечень всех направлений и юрисдикций, существующих в старостильном расколе. Автор вводит в научный оборот много исторических подробностей, которые, полагаю, будут в дальнейшем обобщаться другими исследователями. Для русского читателя составит большой интерес описание отношений старостильных объединений со структурами Русской Зарубежной Церкви. Следует добавить, что некоторые из существующих сегодня «осколков» РПЦЗ, не признавших объединения с Московской Патриархией, продолжают общение с представителями старостильного движения, и об этом автор тоже упоминает.
В первое десятилетие после возникновения старостильного раскола в Греции считали, что он просуществует недолго. Однако ему уже девятый десяток лет, и он продолжает распространяться. Своим существованием этот раскол подтверждает мысль, высказанную одним из известных православных богословов протопресвитером Иоанном Мейендорфом: «По всей истории христианства видно, что если уж расколы происходят – это надолго, их последствия трудно излечить».