Джеймс Данн. Новый взгляд на Иисуса. Что упустил поиск исторического Иисуса. – М.: ББИ, 2009. – 207 с.
«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же┘» – этими словами из новозаветного Послания к евреям (13:8) хотелось бы предварить настоящие краткие заметки о русском издании новой книги одного из ведущих современных исследователей Нового Завета заслуженного профессора Даремского университета (Англия) Джеймса Данна. Английский оригинал вышел еще в 2005 году. Многим заинтересованным читателям должно быть понятно, о чем пишет Данн, благодаря вышедшей в прошлом году массовым тиражом книге преподавателя Библейско-богословского института Глеба Ястребова «Кем был Иисус из Назарета?», вызвавшей широкий резонанс в мировых христианских богословских кругах. К сожалению, в России, где большинство сознательных христиан, равно как и большинство богословских школ, стоят на фундаменталистских или же близких к ним позициях, книга Ястребова, хотя и была прочитана, общественной дискуссии не вызвала. Не любят у нас затрагивать острых тем, касающихся вопросов веры. Кстати, учитывая этот фактор, профессор Данн написал к русскому изданию своей книги специальное послесловие «Библия и исследования: преодоление разрыва между академией и Церковью».
Для более широкого читателя, находящегося в контексте отечественной культуры, попробую в нескольких словах объяснить, о чем идет речь, коли упомянут «поиск исторического Иисуса». Данный термин принадлежит Альберту Швейцеру. Именно так называлась его книга, вышедшая на немецком языке в 1906 году, где он описал перипетии этого самого поиска за столетие с лишним до этого. Данное явление было связано с ситуацией, сложившейся после эпохи Просвещения, когда многим образованным европейцам, утратившим религиозность в ее устоявшихся формах, захотелось сохранить для себя Иисуса просто как учителя нравственности, вне описанных в Евангелиях сверхъестественных событий и прежде всего вне Воскресения, которое, как известно, составляет основу христианской веры. Значительная часть российского образованного класса стала внимательно наблюдать за этим поиском – поэтому с 60-х годов XIX века властителем дум многих наших интеллигентов стал Эрнест Ренан с его «Жизнью Иисуса», вышедшей впервые на французском языке в 1863 году. В отечественной культуре такой вот «исторический Иисус» сохранился в полотнах Николая Ге и в учении Льва Толстого, представляющем собой не что иное, как перенесение на российскую почву идей немецких протестантских либеральных богословов. Либеральных в том смысле, что они провозгласили свободу от необходимости следовать в своих «исторических поисках» какому бы то ни было вероучительному авторитету.
Понятно, что за истекшее столетие после Ренана и Швейцера число либеральных в указанном смысле христиан не уменьшилось, так что поиск «исторического Иисуса» продолжается до сих пор, становясь методологически куда более изощренным, чем это было в конце XIX века. В последние десятилетия помимо либеральных христиан в нем также участвуют либеральные иудеи, ставящие цель «вернуть» Иисуса еврейской истории. И если либеральные христиане конца XIX – начала XX века старались «оторвать» Иисуса от иудаизма, поскольку, по их воззрениям, он выступал как его разрушитель, то в случае с современными либеральными иудеями все обстоит с точностью до наоборот. «Устранив разрыв между Иисусом и иудаизмом, – отмечает Данн, – эти авторы создали новый разрыв – между Иисусом и последующим христианством». Прочтя книгу профессора из Дарема, приходишь к тому простому выводу, что «исторический Иисус» – это не столько результат чисто научного поиска, сколько заранее заданный тот или иной идеологический конструкт, под который приспосабливаются научные или же только наукообразные наблюдения.
Сочинение выдающегося британского ученого, посвященное критическому разбору «поиска исторического Иисуса», невелико, что является лишним побудительным мотивом к тому, чтобы прочесть книгу целиком всем, кого так или иначе интересует христианская проблематика. Суть своей критики Данн обозначил уже в названии своего труда, отметив, что указанный поиск нечто упустил. Не буду пересказывать все «упущения» – здесь лучше всего будет отослать читателей к самой книге. Но один важный, можно сказать – революционный, ее аспект вкратце все же отмечу. Вот что в связи с этим пишет сам Данн во введении к своей книге: «Мое собственное убеждение, сформировавшееся постепенно в течение многих лет, состоит в том, что этот поиск (исторического Иисуса. – «НГР»), проводившийся два последних столетия, с самого начала имел серьезный дефект. Дефект заключался в неверно выбранной точке зрения на Иисуса. Вполне справедливое желание устранить позднейшие наслоения натолкнулось на затруднение – как отличить непосредственное воздействие, которое должен был оказывать Иисус, от более поздних оценок Иисуса. Слишком долго на Иисуса смотрели через призму привычной нам культуры, в которой письменность играет определяющую роль, и слишком мало думали о том, какое воздействие Иисус должен был оказать в обществе, где преобладала устная передача информации». Итак, задача будущих исследований состоит в изучении первоначального новозаветного провозвестия именно как устной традиции, лишь впоследствии нашедшей письменную фиксацию. Это и позволит увидеть, как Иисус истории стал Христом веры.