Евгений Тучков допрашивал Патриарха Тихона, пережил чистки 1930-х и на старости лет засел за мемуары.
Фото предоставлено редакцией журнала "Церковно-исторический вестник"
Церковно-исторический вестник, №14. – М., 2009. – 264 с.
Вышел в свет новый номер журнала «Церковно-исторический вестник». Главной его темой стала новейшая история Русской Православной Церкви. Безусловный интерес у читателей вызовет первая публикация записок известного чекиста Евгения Тучкова, который до 1929 года занимался делами Православной Церкви в России от лица учреждений политического сыска.
Этот человек допрашивал Патриарха Тихона, митрополита Петра (Полянского) и других архиереев Православной Российской Церкви. Именно он держал в руках нити по созданию так называемого «обновленческого», а затем и «григорианского» раскола. Если донесения Тучкова Сталину, Троцкому и другим членам большевистского ЦК уже публиковались ранее, то его записки, равно как и материалы его личного архива публикуются впервые. Эти ценные исторические источники сопровождены статьей о «красном игумене», как его называли иногда его же коллеги по ВЧК. В фотоприложении к журналу имеются также редкие и весьма интересные не только для историков-специалистов, но и для всех любителей церковной истории фотографии.
Евгений Тучков почти всегда предпочитал «стоять за кадром» действующих событий. Однако на склоне лет, будучи одним из немногих чекистов, кто пережил кровавые чистки 1930-х годов, он вдруг решил заняться литературной деятельностью. В его записках есть много интересных фактов и оценок, хотя, конечно, нельзя забывать, что внутри него сидел «внутренний цензор», и многое, о чем он мог бы написать, даже не упомянуто в его книге. Тем не менее, как уже было сказано, записки «красного игумена» представляют безусловный интерес.
К теме гонений на Церковь в ХХ веке непосредственно примыкает большая статья минского исследователя – преподавателя духовных школ Белорусского Экзархата РПЦ Александра Слесарева о положении Православной Церкви в Восточной Белоруссии в годы Большого террора. Автор показывает, что во второй половине 1930-х годов власти уже перестали различать так называемые «церковные группировки» (тихоновцы, обновленцы, григорьевцы) и в отношении всех церковников велись жесточайшие репрессии. В статье смоленского историка Максима Каиля рассказывается о «революции в Церкви», начавшейся после 1917 года. Автор рассматривает эту тему на примере Смоленского съезда духовенства и мирян. Новомученикам и исповедниками российским посвящены материалы в статье исследователя из Костромы – наместника Свято-Покровского мужского монастыря архимандрита Никандра (Анпилогова) и московской исследовательницы Елены Громогласовой о священномученике Сергии Лаврове. В этих статьях перед читателем развертывается жуткая картина преследований верующих в нашей стране.
Несколько особняком стоят в журнале две содержательные и интересные статьи – доктора исторических наук Михаила Шкаровского о судьбах русских православных приходов в Болгарии в ХХ столетии и сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата исторических наук Андрея Кострюкова об особенностях совершения богослужения в действующей армии в предреволюционные годы.
«Церковно-исторический вестник» является старейшим на сегодняшний день церковно-историческим журналом, начавшим выходить в свет в 1998 году. Он издается усилиями «Общества любителей церковной истории» и Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви. Между прочим, при журнале учреждена программа поддержки молодым ученым, статьи которых принимаются для рассмотрения и последующей публикации в случае их одобрения научной комиссией.