Ирина Забродина: "Самые старые из библиотечных фолиантов датируются XVII веком".
Фото Владислава Кийко
В Тульской области в поселке Заокский к северу от Тулы есть Заокская духовная академия (ЗДА). Это высшее учебное заведение Церкви адвентистов седьмого дня. Большинство студентов – члены адвентистских общин, российские протестанты. При академии есть библиотека, которой могут пользоваться все желающие. В ней хранится много раритетных изданий, настоящие сокровища. Заведующая библиотекой Ирина Забродина рассказала «НГ-религиям» о том, каким образом они попали в эту пусть не глухую, но все же провинцию.
– Ирина Сергеевна, позвольте поздравить вас с Днем библиотек, который в России отмечали 27 мая. Расскажите, пожалуйста, когда и как родилась библиотека Заокской духовной академии?
– Спасибо за поздравление. Наша история проста и типична. Поначалу нас подпитывали зарубежные и отечественные библиотеки – в частности, Библиотека Университета Андрюса, Библиотека Ньюболдского колледжа (Англия), Библиотека иностранной литературы (Москва), Тульская областная библиотека и другие. Книги поначалу, в конце 1980-х годов, связками привозились преподавателями на электричках, позже машинами. Затем сотрудникам библиотеки приходилось вести тщательный отбор поступивших книг. Порой даже приходилось от чего-то отказываться.
Большую лепту в комплектование библиотеки вносили и вносят преподаватели академии и служители церкви. Хотелось бы назвать М.М.Кулакова, Е.В.Зайцева, Н.Н.Либенко, пожертвовавших немало ценных книг из своих личных собраний в фонд учебного заведения. Да и сейчас продолжается практика передачи академии личных библиотек священнослужителей, вышедших на пенсию. Многие личные фонды представляют большую ценность, особенно что касается периодических изданий начала ХХ века, повествующих об истории развития и становления Церкви адвентистов седьмого дня в России.
Несколько лет назад в ЗДА заглянул епископ Иларион (Алфеев), теперь он архиепископ Волоколамский. Он приехал на встречу со студентами академии, но выкроил время и на то, чтобы зайти в нашу библиотеку. Бросив профессиональный взгляд искушенного читателя на дюжину многотомных комментариев, подготовленных богословами разных конфессий (католиков, протестантов разных ветвей и т.д.), он, работавший над докторской диссертацией в Оксфорде, заметил: «Да! Это великолепно, впечатляет! Буду посылать теперь своих студентов и в вашу библиотеку┘» Рядом с этим вспоминаются и весьма лестные отзывы о нашем собрании неоднократно приезжавшего в Заокский покойного священника Георгия (Чистякова), а также и ныне здравствующего известного нашего писателя и драматурга Иона Друцэ. Я могла бы назвать и еще ряд имен, не менее славных, но вряд ли в этом есть необходимость.
– Такие похвалы дорогого стоят! Вот вы упомянули Оксфорд. Но позвольте задать вам вопрос: многие ли россияне знают, где поселок Заокский? Ведь для большинства это всего-навсего некая неизвестная дыра – простите, конечно, за это слово, но вы меня правильно понимаете?
– Понимаю. Не напрягайтесь. Вы хотели спросить, как в такой глубинке могли появиться раритетные издания?
– Совершенно верно.
– Эти книги поступили к нам от разных дарителей. Предмет нашей гордости старинные Библии и Евангелия, богослужебные книги и молитвенники, труды Отцов Церкви на латинском языке, а также разные специальные энциклопедии. Самые старые из названных книг датируются XVII веком. Студентам дороги такие известные в дореволюционной России журналы, как «Странник», «Духовная беседа» – последний еженедельно издавался Санкт-Петербургской духовной семинарией. Будущие священнослужители запрашивают редчайшее издание, так называемое «Руководство для сельских пастырей» – журнал, который издавался при Киевской духовной семинарии. Во многих случаях библиотеке удается удовлетворить запросы читателей. У нас хранятся почти все выпуски этих журналов за 40 лет.
– Какова ценность таких изданий – в частности, скажем, комментария, называемого «Герменея», или многотомного издания «Анкор Байбл»?
– Из всех серийных изданий библейских комментариев это самые лучшие, они представляют особый интерес из-за серьезного экзегетического анализа текста, содержащегося в них. Комментарии этой серии написаны именитыми богословами. Мы постоянно отслеживаем те тома, которых у нас нет. Нет ни одной выпускной работы студентов по исследованию текста Священного Писания, в библиографии которой не упоминалось бы использования этих комментариев.
– А сколько изданий сегодня насчитывает ваша библиотека?
– Основной библиотечный фонд насчитывает около 50 тысяч единиц хранения, включая книги, периодические и электронные издания. Книги и периодика расположены в открытом доступе, поэтому, получив нужную информацию в электронном каталоге, любой читатель может сразу найти ее в фонде. Читальный зал насчитывает более 1,5 тысячи единиц хранения, преимущественно справочного характера. Всего в библиотеке могут работать одновременно – притом в весьма комфортных условиях – около 200 человек.
– Удается ли студентам ЗДА обходиться фондами только вашей библиотеки? Не приходится ли им выезжать в Тулу, Москву, Санкт-Петербург, может быть, и в тот же самый Оксфорд?
– Сказать, что наша библиотека удовлетворяет всем запросам читателей, было бы по меньшей мере нескромно или опрометчиво. Но большинству интересов наших читателей библиотека, в общем-то, соответствует. Конечно, это нуждается в известных оговорках. Студентам и преподавателям ЗДА приходится все-таки ездить в библиотеки Тулы или Москвы. Но в силу развития всевозможных электронных ресурсов студенты пользуются и другими доступными возможностями, в первую очередь, конечно же, интернетом.
– Много ли времени отдают ваши читатели художественной литературе? Имеют ли допуск в ваши собрания такие «скандальные» авторы, как Владимир Сорокин, Виктор Пелевин, Венедикт Ерофеев, Сергей Довлатов, Юз Алешковский, Оскар Уайлд, Генри Миллер?
– Не все перечисленные вами авторы представлены в нашей библиотеке, но, подчеркну, не по причине их «неудобных» взглядов, а скорее из-за отсутствия средств. Впрочем, а как без «Дня опричника», «Даниэля Штайна»┘ Наши студенты будут жить и работать среди людей самых разных взглядов, в том числе и разных религиозных убеждений. Как образованные люди они должны, разумеется, обладать знанием разных точек зрения при всей верности своим собственным принципам. В библиотеке для студентов есть возможность изучить доктрины разных христианских Церквей и деноминаций, представителей других религий, а также мыслителей, не имеющих религиозных убеждений.