Валентин Никитин. Cвятейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. – М.: Астрель, изд. дом РУСЬ-ОЛИМП, 2009. – 640 с., ил.
Книга православного публициста Валентина Арсентьевича Никитина, доктора философии и академика РАЕН – серьезный научный труд, сочетающий элементы беллетристики и научно-популярного очерка. Написана лапидарным стилем, с академическим аппаратом и скрупулезно выверенными цитатами. В библиографии указаны 932 наименования! Композиция книги отличается стройностью и внутренней логикой. Повествованию о Патриархе Алексии II предшествует краткий очерк о его предшественниках, среди которых было несколько святых.
За 18 лет, полных драматических перемен и острых кризисов в жизни России, когда ее духовное возрождение возглавлял Алексий II (1990–2008), Русская Православная Церковь не упустила свой шанс вписаться в современный мир. Более того, автор подчеркивает, что именно Церковь стала ключевым институтом формирующегося в стране гражданского общества. Однако нельзя буквально и прямолинейно трактовать формулу «Церковь служит России», на что справедливо указывал сам Патриарх. Церковь служит прежде всего Богу. Путь России к свету Христову лежит через «поистине молекулярную работу по освящению и христианизации мира, что и является делом Церкви в веках». Евангельский принцип «Спешите делать добро!», сформулированный великим гуманистом Федором Гаазом, стал лейтмотивом в высказываниях и деятельности Алексия II.
На постсоветском пространстве, под руинами советской империи оказались миллионы соотечественников, ставших людьми «второго сорта» в бывших республиках СССР. Возникли расколы на национальной почве, острые конфликтные ситуации в связи с проблемой униатства, вскрылись незажившие раны со времен обновленчества┘ Испытание свободой – самое трудное испытание, подчеркивает Валентин Никитин, ибо в условиях свободы неизмеримо возрастает ответственность за риск самостоятельных решений, а Церковь – в отличие от государства – не вправе ошибаться.
Алексий II с честью выдержал это испытание. Он стал единственным лидером в России, чей авторитет не был подвержен колебаниям и постоянно возрастал. В драматические дни августа 1991 года он сказал единственно верные слова о том, что пролитие невинной крови безоружных людей есть «тягчайший грех, отлучающий от Церкви». Беспрецедентно дерзновение Патриарха когда, совершая литургию в праздник Преображения Господня, он опустил традиционное моление о властях предержащих, что «мистически предопределило крах ГКЧП». В период кризиса в октябре 1993 года Патриарх выступил с миротворческой миссией примирения и лично возглавил переговоры между политическими противниками. Признав ошибки своих непосредственных предшественников, он сумел прислушаться к голосу церковной общественности, его голос стал выражением духа подлинной соборности, обрел свободу и силу, а его служение открыло новую страницу в истории русского православия. География его регулярных визитов в епархии была практически соизмерима с необъятным пространством всей России.
Алексий II любил цитировать крылатое изречение писателя Клайва Степлза Льюиса: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан – то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог обращается через рупор страданий». Эти слова удивительно точно прочерчивают судьбу РПЦ и обозначают контуры будущего, которое зависит от нас, от нашего умения слышать шепот любви и голос совести┘
Книга Валентина Никитина отражает поистине огромный, беспрецедентный размах деятельности Алексия II, направленной на укрепление и созидание Церкви, религиозно-нравственное возрождение народа, развитие отечественной культуры. Особый акцент в книге сделан на главных деяниях Алексия II, каковыми автор считает возрождение храмов и монастырей, принятие нового законодательства о свободе совести, упразднение «наблюдательно-карательного органа надзора» за РПЦ, прославление новомучеников и исповедников российских и, наконец, соединение с Русской Зарубежной Церковью. Книга включает в себя фрагменты из речей Патриарха на Архиерейских Соборах и ежегодных епархиальных собраниях, на так называемых Всемирных русских народных соборах. В этих речах постоянно, как заклинание, из уст Алексия II звучали призывы исполнить завещанный от Бога долг быть солью земли и светом мира, оправдать надежды широких кругов общественности, которые видят в Церкви источник неоскудевающей духовной силы.
«Бог, живущий и действующий в глубине человеческого сердца, – это и есть Богочеловечество, это и есть Церковь, – считал Патриарх. – Нет такого общественного строя, нет государства и нет нации, которые были созданы Богом для Вечности. Но для Вечности созданы Творцом люди». «Выше закона может быть только любовь. Выше права – лишь милость. И выше справедливости – лишь прощение». Патриарх Алексий II руководствовался именно этими замечательными, истинно христианскими принципами святых отцов. В назидание современникам и потомкам.
В предисловии Валентин Никитин выражает скромную надежду, что его книга, призванная увековечить память Алексия II, даст импульс для более глубоких исследований в этом направлении, вызвав не только заинтересованный, но и вполне оправданный читательский интерес. Судя по всему, надежда эта имеет под собой самые серьезные основания.