0
2532
Газета Печатное дело Интернет-версия

18.02.2009 00:00:00

Отверженные ислама


Фархад Дафтари. Легенды об ассасинах: Мифы об исмаилитах: Пер. с англ. – М.: Ладомир, 2009. – 212 с.

Руководство научно-издательского центра «Ладомир» известно своим интересом к исламской проблематике. Главный редактор Юрий Михайлов даже выпустил книгу под названием «Пора понимать Коран». Эта установка красной нитью проходит в издательских планах «Ладомира». На этот раз издательство порадовало читателей монографией, посвященной самой загадочной и романтической странице истории средневекового ислама – движению «ассасинов». Так арабские, а затем и европейские средневековые авторы называли последователей исмаилитского религиозного учения, ответвления шиитского ислама.

Еще в XII веке самоотверженность исмаилитских фидаинов – воинов, по заданию своего духовного лидера готовых пожертвовать своей жизнью, совершающих покушения на врагов веры и политических противников, – удивляла и пугала европейцев. Само слово «ассасин» в некоторых европейских языках со временем приобрело значение «убийца». Сегодня история исмаилитов вызывает особый интерес: в фидаинах просматривается прообраз современных «шахидов». Как и тогда, Запад сегодня пытается найти самые разные объяснения мотивам террористов-самоубийц. Почему фидаины с легкостью отдавали свою жизнь, чтобы забрать чужую? Их фанатизм – результат психологических манипуляций со стороны религиозных лидеров? Или следствие наркотического опьянения (слово «ассасин» происходит от арабского «гашишин», то есть употребляющие гашиш)? Подобные догадки строили еще средневековые летописцы, те же версии остаются и у сегодняшних исследователей радикального ислама.

Сила и слабость опубликованного «Ладомиром» сочинения состоит в том, что автор, Фархад Дафтари, сочетает в себе мусульманское происхождение и европейскую ученость. Он представитель современного исмаилитского сообщества, диаспора которого присутствует в наши дни в странах Азии, Европы и США. В 1977 году в Лондоне при участии имама (духовного лидера) Ага-Хана IV был основан Институт исследований исмаилизма, под эгидой которого и издана книга Дафтари.

Автор, вооруженный современной методологией, подвергает научному переосмыслению основные стереотипы и мифы, связанные со средневековой историей исмаилитского сообщества. Это «государство в государстве» существовало на огромном пространстве от Персии до Сирии в труднодоступной горной местности, на территории халифата Аббасидов и государств крестоносцев на Святой земле. Дафтари пытается опровергнуть основные легенды об исмаилитах, утвердившиеся в сознании европейцев еще со времен Марко Поло. В средневековой литературе бытовали рассказы о жестоком предводителе «ассасинов» по прозвищу Старец Горы, по одному слову которого десятки единоверцев бросались в пропасть, чтобы устрашить европейских послов. Где-то в высокогорной долине неподалеку от своего неприступного замка Старец Горы, гласят другие легенды, устроил земной «райский сад». Сюда на короткое время переносили молодых воинов, опьяненных наркотическим зельем, чтобы реально продемонстрировать будущим фидаинам те блаженства, которые ждут их в раю после мученической смерти.

Фархад Дафтари, приводя массу доказательств, анализируя множество средневековой и современной научной литературы, срывает с этих легенд романтический флер. Автор убедительно и доказательно разъясняет, что причины самоотверженности средневековых фидаинов кроются в особенностях исмаилитского (и шире – шиитского) вероучения, наполненного идеями мученичества ради веры. О шиитах, ежегодно бичующих себя на улицах священного для них города Кербелы в память о мученической кончине имама Хусейна, знают многие. Многовековое чувство несправедливости к себе со стороны суннитского большинства шииты пронесли со времен Омейядов и Аббасидов до наших дней. Но исмаилиты – преследуемое меньшинство даже в шиитской среде. Не меньше обид, чем от суннитов, исмаилиты перенесли за всю историю своего существования от других, более влиятельных шиитских общин. Различия между этими течениями сводятся к разногласиям по поводу претендентов на право считаться потомками почитаемого всеми шиитами халифа Али. Для верующих эти династические разногласия принципиальны. Наследники Али – и в этом особенность вероучения шиитов – имеют неоспоримое право быть имамами, то есть правителями правоверных. Только имамам открыто тайное знание Корана, передаваемое внутри династии по наследству. Ситуация осложняется тем, что на заре мусульманской истории омейядские халифы постарались искоренить семейство Али. Имамы, по мнению шиитов, не погибли, а перешли в «сокрытое» состояние. С тех пор главная сложность – обнаружить их. На протяжении всей истории ислама имамами провозглашали различных людей, и их сторонники составляли различные шиитские группы. Одной из таких групп, притом не самой многочисленной, стали исмаилиты. Мученичество и беспрекословное подчинение религиозным лидерам стали ответом исмаилитов на обиды со стороны религиозных «конкурентов». Убийства врагов веры и политические убийства ради устрашения тех, кого они считали своими угнетателями, стали их главным оружием. Эти разъяснения представляют собой едва ли не главную ценность в книге Фархада Дафтари, учитывая, что шиитское течение исследовано в западном исламоведии гораздо хуже, чем суннизм.

Однако Дафтари обращается к предмету исследования не с бесстрастностью стороннего наблюдателя, а с горячностью заинтересованного лица. Автор старательно проводит мысль, что исмаилиты на протяжении всей недолгой истории своего горного государства в большей степени враждовали с мусульманами, чем с крестоносцами. Лидеры «ассасинов» использовали в своей политике противоречия между европейскими завоевателями и мусульманами. Более того, когда крестоносцы были изгнаны из Святой земли войском Саладина и исмаилиты оказались один на один с суннитским большинством, очень скоро наступил закат яркой, но недолгой истории этой своеобразной общины. Обратим внимание на то, что книга Дафтари написана на английском языке. Очевидно, что автор считает своей целью реабилитировать исмаилитов прежде всего в глазах западной публики. По мнению автора книги, многовековые предрассудки препятствуют созданию положительного имиджа современных исмаилитов, вступивших «в современный мир как прогрессивная и преуспевающая община мусульман-шиитов».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
699
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
670
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
458
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
367

Другие новости