А.М. Капалин Демографические процессы в Тюменской области и социальное служение Тобольско-Тюменской епархии: Научное исследование. – Екатеринбург, 2007.
Вышедшая в свет книга Александра Капалина (архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия) привлекает к себе внимание уже тем, что она была удостоена Демидовской премии как литературный труд, а на VII Рождественских чтениях ее автору торжественно вручили членский билет Союза писателей России.
По названию, научному аппарату (ссылкам, цитатам), организации материала и выводам книга претендует на монографию. Обилие исторических примеров, цветных диаграмм, статистических данных, ссылок на различные исследования и опыт социального служения – несомненно, положительные элементы, которые должны раскрыть главную тему монографии, показать возможности «соработничества» государства и Церкви. Вопрос лишь в том, на каких принципах эта совместная деятельность строится. Любопытна прежде всего авторская позиция: «В настоящее время существует острая потребность восстановить тот статус Церкви в обществе, который существовал еще сто лет назад».
Общественный статус РПЦ в мире достаточно высок, к мнению ее иерархов прислушиваются, но восстановить существовавший сто лет назад правовой статус как минимум проблематично┘ Конституцию РФ никто не отменял, а заявленный там светский характер государства – основа для равноправного диалога со всеми религиозными объединениями. Это равноправие – изобретение не «богоборческой» советской власти, а «богохранимой» царской. Как раз сто лет назад, в 1905–1906 годах она пришла к пониманию того, что человек имеет право верить не по принуждению.
Признавая право автора, дивлюсь его склонности идеализировать реальность: «Православие сегодня является единственной, общественно значимой силой, способной служить делу единения народов Российской Федерации». Автор явно забыл о гражданском патриотизме как той силе, которая помогала стране выстоять в войнах и в годину бедствий.
Задача Церкви сформулирована так: «В программе социального партнерства предполагается оказание планомерной финансовой помощи церковным социальным учреждениям и участие представителей православных приходов, монастырей, братств, сестричеств, молодежного движения в государственных социальных программах». Этот тезис звучит неоднократно в разных вариантах связки «государство–Церковь» и стоит многого! Кто бы возражал против участия в социальном служении, но почему оно должно осуществляться через поддержку государством отдельных конфессий и их фонды? Государство само в состоянии распорядиться финансами, тем более что у Счетной палаты Тюменской области есть немало вопросов по средствам, полученным ранее епархией.
Замечательно признание архипастыря, что ему мало материальной поддержки руководства области и автономных округов, а нужно, чтобы каждый житель области был участником новой структуры «Специального общественного фонда «Духовное развитие Тюменской области». При этом непонятно – а захотят ли налогоплательщики из числа иноверцев и атеистов постоянно пополнять фонд; не является ли это нарушением законодательства? В книге ясно звучит – фонд будет складываться не только из пожертвований, но и из «региональных консолидированных бюджетов».
Заявление Тобольско-Тюменской епархии о себе как единственной силе, достойной права говорить как с властью, так и с обществом, проявляется не только в вышеназванной монографии. Ранее в журнале «Семинария» (2005, № 1) владыка утверждал: «В Сибири светское образование возникло благодаря выпускникам Тобольской духовной семинарии и сначала развивалось параллельно с духовным». Это не соответствует фактам – еще в 1660-х годах в Тобольске существовала Арабская школа, где изучали не только догматику, но и математику. Первая же светская школа появилась раньше церковной, и об этом хорошо знают в Музее образования, что находится «под боком» правящего архиерея – в Тобольском пединституте.
Ошибки владыки не от незнания – они системны, так как следующее положение в статье об образовании в советскую эпоху любопытно: «В результате появилась атеистическая система со своими лжеучеными, которые пытались доказать, что Бога нет┘ Сейчас есть необходимость совместного с государством решения вопроса о создании единого образовательного пространства в России».
Об образовании и воспитании как их понимает сам автор книги – отдельный разговор. При том, что в Тобольской семинарии (ректор – архиепископ Димитрий) отмечены случаи самоубийств учащихся, интересно выяснить, как воспитывают здесь будущих пастырей. Так, на Рождественских чтениях 2008 года учащийся Тюменского духовного училища Александр Галькевич изрек: «Вечная слава павшему герою!» – имея в виду фашистского приспешника атамана Краснова. Тогда возмутились фронтовики. А что же епархия? Ответ неожиданный – Галькевич был принят в местную духовную семинарию┘ Какой пастырь вырастет из такого воспитанника и о чем думал его наставник, благословляя на рождественский доклад, прославляющий атамана Краснова?
Членом миссионерского отдела Тобольско-Тюменской епархии Светланой Шестаковой со скандалом на всю страну были обнародованы цель, задачи и технология внедрения РПЦ в школы под видом «Основ православной культуры», о чем мы уже писали (см. «НГР» № 231). Организованные по благословлению архиепископа Димитрия курсы преподавателей ОПК показали такой уровень мракобесия, что удивились богословы, возмутились оболганные иноверцы, а прокуратура возбудила уголовное дело. Но епархия продолжала утверждать, что только ОПК решит проблемы образования и воспитания и, не вняв оппонентам, пошла дальше, на Рождественских чтениях предложив запретить изучение теории эволюции┘