Зайцев А.Н. Жития святых: Путеводитель. – М.: Эксмо, 2008. – 240 с., ил.
Когда заходит речь о христианских святых, на ум сразу приходят иконы в дорогих окладах, ярко горящие свечи, терпеливая очередь желающих приложиться к мощам и невнятный шепоток о чудесах, видениях и вещих снах.
Эту сторону христианской святости, прежде всего бросающуюся в глаза светскому, нецерковному или «малоцерковному» человеку, точно подметил писатель Юрий Павлович Казаков, посетивший в 1963 году Псково-Печерский монастырь. Темный храм, в котором «только рубиново и зелено мерцали лампады, только жарко и желто горели нестройные ряды и пучки свеч»; толпа богомольцев «с мокрыми от слез глазами» – «теснящихся старух, женщин в черном, бледных стариков»; «двенадцать древнейших монахов в клобуках и ризах» у раки с мощами святого и «прекрасное старческое пение».
Сейчас нас пытаются убедить в том, что Россия является православной державой, а абсолютное большинство ее жителей – православными христианами. Однако для этого «большинства», раз в год инстинктивно святящего куличи и яйца, Православная Церковь остается всего лишь собранием благообразных бабушек, руководимых не менее благообразными батюшками, а святые представляются седобородыми старичками, строго грозящими перстами с икон или укутанными в парчу и спрятанным под стекло раки.
Рассказать современному человеку о том, в чем же заключается истинная святость, как она проявляется и как она понимается Церковью, призвана книга «Жития святых» историка и современного журналиста Андрея Зайцева.
Автор – исследователь житий древнерусских святых, поэтому наиболее полно отражена в книге российская специфика христианской святости. Особое внимание Зайцев уделяет житиям почитаемых подвижников, без чтения и осмысления которых невозможно верное понимание церковного учения о святости.
О своем сочинении автор говорит так: «Эта книга – своеобразное расследование о людях и текстах: людях, почти две тысячи лет составляющих сокровищницу православного христианства, и текстах, которые можно назвать «энциклопедией жизни наших предков». Так что нас ожидает не назидательный трактат, а путешествие в прошлое и настоящее».
Книга Зайцева – серьезная монография, обладающая качеством, редким для сочинений подобного рода. Ее интересно читать, она написана живым, ясным, современным языком и будет понятна самой широкой читательской аудитории. Эту особенность книги отмечает в предисловии историк христианской культуры Ирина Языкова: «Перед нами глубокое, хотя и легко читаемое исследование феномена святости и текстов, повествующих о самых разных святых. Это достаточно ироничные очерки, свободные от ложного пафоса и в меру критические, дающие представление о высоте христианского идеала и показывающие, где народная религиозность зашкаливает в своем благочестивом порыве».
Андрей Зайцев пишет о том, что святой – это не только благостный образ на иконе или мощи под зацелованным стеклом раки, но прежде всего данный Богом для подражания пример истинно христианский жизни. «Праведники выполняют роль хранителей традиций, важных для Церкви, а также показывают различные, но проверенные пути ко Христу, из которых каждый человек может выбрать себе тот образец для подражания, который ему больше по душе».
Церковь учит, что «у Бога все живы» – а значит, подвижники, скончавшиеся много веков назад, по-прежнему незримо пребывают среди верующих. Поэтому Зайцев называет святых «связующим звеном между теми христианами, которые еще живы или будут жить, и теми, кто уже ушел в мир иной».
Исследователь напоминает, что христианская святость – это не что-то древнее, ветхое, удаленное от нас во времени и пространстве. Святость – это современность, сегодняшний день, будни, обыденность. Ведь истинная святость – ежедневная борьба каждого верующего с собою и искушениями мира, борьба за то божественное совершенство, к которому призывал Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).