0
1318
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.10.2008 00:00:00

Искушение публицистикой

Тэги: колымагин, церковь, культура, взаимоотношения


Колымагин Б.Ф. Искушение культурой: Проблемы взаимодействия Церкви и культуры в современной России. – М.: Фонд им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Русский импульс», 2008. – 282 с.

Православная публицистика пополнилась еще одним программным сборником. В свет вышла книга Бориса Колымагина «Искушение культурой», целиком посвященная проблемам взаимоотношений Церкви и культуры в современной России. Составленная из статей автора разных лет, она дает достаточно широкий обзор точек соприкосновения и точек конфликта между церковным миром и миром людей культуры. Своеобразие сборника в том, что автор принадлежит одновременно к двум этим мирам.

Взять хотя бы споры вокруг преподавания «Основ православной культуры» в школе. Позиция автора – вводить надо, но по-умному, не давать школу на откуп фундаменталистам. То же самое не первый год говорит, например, дьякон Андрей Кураев. Однако в отличие от его сборника «Культурология православия» книга Колымагина не носит отпечатка пропаганды. Скорее это попытка разобраться, найти оптимальный вариант. В результате виноваты оказываются все: и агрессивные секуляристы, и религиозные фанатики. По мнению Колымагина, это «равновеликие штанины». А споры вокруг ОПК отражают борьбу внутри президентской администрации: все согласны с тем, что знания о религии должны преподаваться в школе, но каким образом?

То же самое касается и проблемы взаимоотношений Церкви и музеев, подчас весьма острых. Часто музеи, занимающие принадлежавшие Церкви до революции помещения, теперь просто оказываются на улице. Да еще с ярлыком безбожников. «Что важнее для Церкви – получить в собственность пусть и дорогие, но все же камни или сохранить доброе имя среди соотечественников?» – задается вопросом Колымагин. Почти крамольный вопрос. В качестве примера сотрудничества приводится храм при Третьяковской галерее. Но, к сожалению, этот пример – единственный уже на протяжении довольно долгого времени.

В фокусе внимания автора самые различные аспекты церковной жизни. Колымагин пишет о диалоге со старообрядчеством; о возможности женского священства и связанных с этим проблемах; об отношении Церкви к браку, в том числе и в его современных формах; о скаутах, или, как их предпочитают называть в РПЦ, «православных разведчиках».

Автор с беспокойством пишет о растущем в Церкви фундаментализме, который несовместим с культурой. «Фундаментализм стремится поставить в центр жизни вместо Евангелия специфически понятый церковный Типикон. Современные христиане, по мнению его сторонников, обязаны хранить и блюсти обрядовые формы XIX века как гарантию сохранения чистоты веры, – пишет Колымагин. – Идеология фундаментализма не имеет ничего общего с богословскими глубинами той веры, на которой он паразитирует; она примитивна, как выеденное яйцо: кто не с нами, тот против нас, если враг не сдается, его уничтожают. Враги же, как известно, делятся на внешних и внутренних. Ксенофобия, болезненная закрытость ко всем чужим, сектантское объявление экуменизма ересью сопровождаются провокациями и преследованиями по отношению ко всему сколько-нибудь живому и свободному внутри Церкви».

Но помимо фундаментализма от Церкви отталкивает людей то, что Колымагин называет «саддукейством». Это дух власти, желание быть во власти или по крайней мере поближе к ней. Историческая партия саддукеев существовала во времена Иисуса Христа и исчезла после уничтожения Иерусалимского храма. «Но дух их нашел себе место в земной Церкви, – пишет Колымагин. – Современное саддукейство – это обходной путь к секуляризации, скрытый отказ от евангельского благовестия. Разумеется, новый саддукей может привести при случае и цитатку из Писания, и святой водой покропить, и высоконравственную речь толкнуть. Но в основе стратегии его поведения будут не христианские ценности, а языческое преклонение перед властью и богатством, упование на сильных мира сего. Консерваторы не раз пытались приклеить к новым саддукеям ярлык «либералы», но всякий раз это не проходило. Хотя бы потому, что саддукеи вслед за властью готовы принять любые обличья, лишь бы остаться в мейнстриме. Если нужно, они могут сыграть и на поле фундаменталистов. Да, собственно, и плоды их деятельности на удивление совпадают с деяниями последних».

Вот так – «по плодам узнаете их». Можно, конечно, спросить: не много ли берет на себя автор, въедливо критикуя пороки церковной жизни? Нападая и на «либералов», и на «консерваторов»? Наверное, по-другому нельзя. Единственная альтернатива критике – равнодушие, индифферентность. А следовательно – очерствление души. Доказательством того, что автору не все равно, что происходит в Церкви, служит его личный дневник в конце сборника. Он глубоко прочувствован, там есть глубокая духовная работа над собой. Может быть, не стоило выносить слишком личное на суд читателей. Но только нарушая собственное privacy, можно рассказать о том, чем живешь и о чем напряженно размышляешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
478
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2194
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1429
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1064

Другие новости